Текущая сессия парламента богата на рассмотрение поправок, защищающих интересы российского автолюбителя. Очередные изменения ждут статью 12.27 Кодекса административных правонарушений РФ. Законопроект вводит более гибкий, избирательный подход к разным ситуациям, при которых водитель покидает место дорожно-транспортного происшествия, будучи его виновником.
В случае принятия поправок судьи получат право «взирать на обстоятельства» и будут иметь более широкий и более, я бы сказала, «либеральный» диапазон мер наказания.
Автор инициативы, руководитель думского комитета по социальной политике Ярослав Нилов и его сторонники пытаются поменять сегодняшнее правило, при котором каковыми бы ни были причины оставления места происшествия и характер ущерба, всех автолюбителей метут под «одну гребёнку» наказания – лишение прав.
Причём лишение на довольно суровый срок. Нижняя планка – год, верхняя – полтора. Есть ещё, правда, административный арест на 15 суток. Но на этом – точка.
А теперь предложим читателю две картины разного поведения виновников ДТП, по которым нынешний закон уравнивает обоих в мерах воздействия.
Все случаи не выдуманы, из жизни.
На прошлой неделе, 17 июля, в Нижнем Тагиле, на улице Челюскинцев, водитель, управлявший «Toyota Land Cruiser», сбил байкера, следовавшего с ним в попутном направлении.
Мотоциклиста госпитализировали благодаря неравнодушию чужих людей, а отнюдь не заботе виновника наезда, который предпочёл скрыться. Полиция объявила в розыск мелкодушного товарища. По административной линии машину ему не водить полтора года точно.
А вот другой сюжет, и тоже с покиданием места происшествия, свидетелем которого довелось стать вашему корреспонденту.
Не так давно, на парковке екатеринбургского ТЦ «Карнавал», отъезжавший с места владелец «Форд Фокуса», сдавая назад, чуть-чуть задел бампер соседней «Шкоды», хозяин которой в это время отсутствовал.
Человек вышел из машины, но даже когда увидел, царапинку, заметную лишь с 30 сантиметров (свидетельствую, потому что тоже выходила и видела её), не уехал, а оставил записку за «дворниками» лобового стекла «Шкоды»: виноват, дескать, я - такой-то, готов возместить, жду звонка.
Так вот, по сегодняшним нормам права – совестливому товарищу (в случае, если владелец «Шкоды» всё же вызовет полицию и зафиксирует царапинку) тоже не видать водительских прав. Ведь формально он, как и тот, что сбил байкера, покинул географическую точку инцидента. Закон есть закон. И даже всё понимающие судьи ограничены параграфами КоАП.
Есть ещё и третий, нередкий в практике вариант. Виновник, возможно, из-за шума в салоне, попросту не заметил того, что его автомобиль кого-то слегка «тиранул», причинив незначительный ущерб машине ближайшего участника движения. Виновник при этом может быть вполне себе добропорядочным гражданином, но и для такого решение судьи не будет мягче.
Не удивительно, что не только депутатское окружение Ярослава Нилова, но и многие юристы, общественники позитивно восприняли ветер перемен в этом вопросе.
Итак, что предлагается.
Во-первых, и в главных, судьи теперь будут обязаны детально разбираться в мельчайших деталях факта покидания места виновником ДТП.
Во-вторых, служителям Фемиды закон даст право отходить от нижней планки срока лишения водительских прав. Попросту, оставлять человека без ключа зажигания на маленькие сроки теперь тоже будет можно.
В-третьих, вводится понятие штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Многие, не сомневаются эксперты, будут счастливы отдать деньги, только бы не лишиться возможности рулить. Тем более, что для иных россиян (и это тоже отмечается в пояснительной записке к законопроекту), собственный руль – единственный источник дохода.
Судя по восприятию инициативы большинством россиян, беспрепятственному прохождению поправок через парламент ничего не грозит. Последим.