Как на духу и без тени преувеличения: у меня где-то на десять ежедневных звонков лишь два-три приходят от родственников и друзей. Остальные – от мошенников. Они отвлекают меня везде – у плиты, за рулём, за очередной статьёй вам.
А умножьте спам-звонки мне на миллионы абонентских номеров россиян. Представляете масштаб бедствия!
И ладно я, которая уже не реагирует на каждого спамера, а другие, менее искушённые, только в прошлом году «нареагировали» на 200 миллиардов рублей личных финансовых потерь.
Общее количество преступлений в области кибермошенничества в 2024-м едва не дошло до полумиллиона. Рост ущерба в сравнении с прошлыми кознями аферистов показал 36 процентов.
Вот почему при таком разгуле дельцов власть предпочла точечным, локальным мерам системный законопроект с почти тремя десятками мер.
Парламентариями документ уже одобрен во втором и третьем чтениях.
Спикер Госдумы, господин Володин в своём телеграм-канале, анонсируя инициативу, подчеркнул необходимость усложнить жизнь мошенникам.
Итак, о мерах по усложнению.
Авторы документа в пояснительной записке пишут о вводимом автоматическом мониторинге всех звонков с перспективой мгновенной блокировки подозрительных параллельно с сигналом о этих номерах правоохранителям.
Вникая в эту меру, ваша корреспондент, поняла её так, что до меня аферисты теперь вообще не дозвонятся, автоматика «срежет на подлёте».
Другая существенная новация – правило обязательной маркировки звонков.
Ну то есть, мы теперь не цифры будем видеть прежде чем ответить, а название компании или любой организации. Ну и выбираем – откликаться или пропустить.
Классная идея, только, знаете, в чём, подумалось, закавыка? Мне уже пятый день названивает абонент, обозначенный как «Газпромбанк» на дисплее. Только я точно знаю, какой это в ещё одних кавычках ««Газпромбанк»». Та же мошенническая песня с «Горгазом». Так вот вопрос - как я в будущем отличу маркированный легальный «Газпромбанк» от мошеннического, если на экране – одно и тоже название?
Думаю, только в том случае, если автоматическая выбраковка криминальных клонов организаций будет идти параллельно с маркировкой легальных юридических лиц.
Ещё одна мера кажется очень актуальной. У пользователей появится возможность отказаться от звонков, если цифры дозванивающегося не принадлежат к российской базе номеров. Нас же уверяют, что большая часть киберпреступлений организована из-за границы. Не будут поступать звонки и от неких виртуальных телестанций, номера с которых можно генерировать «пачками». В этот же отказ можно включить и рассылочный спам, большинству из нас ненужный.
И что значимо – услуги гражданам по блокировке больше не будут удовлетворяться операторами на платной основе. Только безвозмездно.
Ещё одно интересное решение. Голоса злоумышленников оцифруют и поместят в специально созданный федеральный реестр речевых следов, уникальных, которые могут быть с помощью современных технологий различимы даже после их нарочитого изменения аферистами. Реестр понадобится как раз для автоматической блокировки злоумышленников. Правда, процесс распознавания голоса может несколько затормозить соединение абонента с абонентом из-за необходимой паузы на идентификацию, считают специалисты. И это лишь один из вопросов, требующих технического решения.
Читаю документ, и осознаю - разговоры обо всём этом ведутся уже давно. Но, видимо, для импульса к действию требуется статус закона. Закона по защите граждан от кибермошенничества.
Теперь о перспективе реализации права, если документ примут во всех чтениях. Многие эксперты уверены: претворить меры в жизнь будет непросто как в техническом, так и в организационно-правовом отношении.
Реализация идей потребует информационного онлайн-обмена между государственными структурами, кредитными учреждениями, сотовыми операторами.
Нужно будет также обновить правила в сфере установления личности пользователей сетей. Сделать так, чтобы вновь принятое право увязывалось с уже определёнными нормами.
Как предупреждает в разговоре с «Известиями» главный аналитик Mobile Research Group, господин Муртазин, обязанность маркировать звонки ляжет ещё одной нагрузкой на провайдеров связи. Кроме того, узаконенная бесплатность услуг гражданам по блокировке спама тоже увеличит затраты операторов. Кто будет компенсировать игрокам рынка расходы на стабильную работу сервисов? Вопрос...
Что ж, всё более обостряющийся поединок тех, кто на свету и тех, кто в тени, налицо. Схватка криминальных умов с цивилизованным интеллектом, одних цифровых технологий с другими, беззакония с правом…
Кто кого? Вопрос, увы, стоит именно так.