$
107.18
112.80

Сообщить информацию

Ни стежка в целостном восприятии: правительство РФ работает над созданием «бесшовной системы» образования

13.08.2024

О необходимости не резких, но эволюционно-необратимых изменений в отечественном образовании сегодня говорят все. От Президента, на его июньской встрече с выпускниками Высшей школы госуправления РАНХиГС, до зампредов правительства и глав профильных министерств. При этом все оперируют термином «создание бесшовной системы» как главной задачей.

 «ВЕДОМОСТИ Урал» попытались разобраться с какими «швами» намерены бороться власти, в чём они конкретно и какими путями будут преодолеваться.

Ответственные чиновники, занимающие высокие посты и анализирующие общие процессы, убеждены в следующем.

Разные уровни отечественного образования, начиная с детского садика и заканчивая ВУЗом, и далее, вплоть до трудового коллектива, не имеют сегодня плавной органичной преемственности между собой.

Когда дошколёнок садится первого сентября за парту совершенно не подготовленным к ней ни эмоционально, ни интеллектуально – это шов.  

Когда в начальных классах дисциплины преподают по одной методике, а при переходе в старшие – школьник сталкивается с абсолютными иными путями доведения информации – это шов.

Когда знания по конкретным направлениям, полученные в школе, потом не становятся передаточной основой для их уже институтского углубления – это шов.

И, наконец, самый досадный, но логично ожидаемый шов – когда академические знания выпускника ВУЗа слабо коррелируют с тем, с чем ему приходится сталкиваться на конкретном производстве.

Трудовые кадры со сшитыми «лоскутами» знаний и компетенций в голове не могут быть столь же полезны экономике страны, сколь были бы эффективны личности, получившие цельное, бесшовное образование на всех этапах своего взросления.

Всё так. Но одно дело – диагностировать недуг, другое – подойти к лечению с единственно верным протоколом.

В чём он? Что конкретно намерены предпринять власти? Точнее, что намерены начать предпринимать, поскольку слежавшуюся систему не изменить в одночасье.

Господин Чернышенко, один из замов главы кабмина, курирующий направление, попытался осветить этот вопрос на недавней встрече с журналистами. Самым частым в его ответах было слово «единое».

Дмитрий Чернышенко, фото: сайт Правительства России

Правительство работает над возникновением единой образовательной среды, единых учебников, не имеющих каждый своей региональной «прописки», единого уровня того, что называют базовым образованием, также не зависящим от территории получения.

Дмитрий Николаевич вспомнил в этой связи национальный проект «Молодёжь и дети», по всему, призванный   сыграть ту самую объединяющую разные уровни роль.

Одним из инструментов «бесшовности», как пишут «Известия» со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки, станет синергия усилий, идущих от всех образовательных звеньев: колледжей и предприятий промышленности, колледжей и инженерных школ при ВУЗах.

К слову, об инженерных институтских школах. Если сейчас в стране их насчитывается 50, то через 6 лет плановая цифра таковых должна удвоиться. Профессиональную ориентацию в подобных синергических структурах уже получили двадцать две тысячи российских школьников.

Далее. Переходя на самое первое, даже не звено, а «звёнышко» в единой цепочке образования – детские сады. Сейчас обсуждается вопрос обязательной дошкольной подготовки малышей в течение двух лет до их первого «первого сентября». Тема эта крайне деликатная. Программа «настроя на школу» должна быть игровой и бережной, не стать стрессом ни для детворы, ни для родителей.

Вы спросите, можно ли чему-либо научить непоседливых дошколят? Эксперты считают, что можно и нужно. Воспитать в них навыки концентрации внимания, усидчивости, развить искреннюю вовлеченность, включить позитивные эмоции навстречу любому новому знанию. Это, по мнению властей, и станет первой бесшовной площадкой на долгом пути.

Есть вопросы и к сегодняшним «швам», образующимся при завершении школьниками 9–го класса. Немало подростков этого возраста сегодня вовсе останавливают дальнейшее образование, и рынок труда встречает их профессионально не готовыми и даже не сориентированными «к чему душа лежит».

Или, другой пример, молодые люди мечутся от ВУЗа к ВУЗу, разочаровываясь уже на первых курсах в каждом, не понимая, чего хотят в жизни. Над «расшивкой» этих и других локальных «стежков» концентрируют сегодня усилия власти, судя по их собственным заявлениям и пресс-конференциям.

Понимая, что всё в теме пока выглядит достаточно теоретически и является, скорее, «протоколом о намерениях», «ВЕДОМОСТИ Урал», тем не менее, посчитали своим долгом сориентировать читателей о возможных плавных переменах в образовательном будущем наших детей.

Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK