6 мая этого года истекает шестимесячный срок пребывания в психиатрической больнице № 3 Екатеринбурга бывшего главбуха ООО «МПС-Снабсервис» Лидии Гатманюк, помещенной в это медицинское учреждение на принудительное лечение. А значит, психиатры должны принять решение, насколько женщина опасна для окружающих.
Напомним, в психбольницу 57-летняя Гатманюк попала 6 ноября прошлого года по решению суда, освободившего ее от уголовной ответственности за совершенное мошенничество в отношении ООО «МПС-Снабсервис». За несколько месяцев работы главным бухгалтером женщина сумела похитить с расчетного счета своего работодателя более миллиона рублей, переводя на счет учрежденного ею ООО «Эврика» средства, полученные из налоговой инспекции в качестве переплаты ООО «МПС-Снабсервис» по НДС.
Постановлением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 6 декабря 2013 года было установлено, что Гатманюк совершила мошенничество, то есть хищение чужого имущества в крупном размере. Однако, когда в суде обвиняемая вдруг повела себя неадекватно, ей была назначена судебно-психиатрическая экспертиза. На основании полученного заключения психиатров-экспертов суд признал совершение ею мошеннических действий в состоянии невменяемости и освободил от уголовной ответственности, назначив Гатманюк принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.
Между тем фактическое исполнение судебного вердикта затянулось почти на два года, поскольку Гатманюк совершенно не намеревалась поправлять свое психическое здоровье и отчаянно уклонялась от госпитализации. А сотрудники местной полиции, на которых суд возложил исполнение решения, увы, не были озабочены поисками находящейся на свободе «невменяемой» мошенницы. Поместить Гатманюк в стационар психбольницы полицейским помогли журналисты «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», в ходе проведения собственного журналистского расследования в отношении этой дамочки, самостоятельно установив ее новое место проживания и работы.
Как ранее отмечали «ВЕДОМОСТИ Урал», за два года нахождения на свободе (вместо лечения в стационаре психбольницы!) главбух Гатманюк не сидела сложа руки. Психиатрический диагноз «невменяемости», поставленный психиатрами-экспертами в ходе судебного процесса по возбужденному в отношении нее уголовному делу о мошенничестве, не помешал ей еще раз провернуть трюк по присвоению чужих денег. Путем подачи в Арбитражный суд Свердловской области сфальсифицированных документов, Гатманюк заявила иск о взыскании денежных средств с другого бывшего работодателя - Олега Медведева. Часть денег (по иску к ООО «Морской континент») ей взыскать удалось, а вот вторую часть, по иску, адресованному лично Медведеву как индивидуальному предпринимателю - не получилось, вместо очередного судебного заседания она неожиданно для себя оказалась на больничной койке психбольницы...
Но, как известно, принудительное лечение предполагает каждые полгода проведение оценки состояния «больной», в ходе чего доктора должны принять решение о целесообразности продолжения принудительного лечения в стационаре психиатрической больницы либо о замене такового на лечение амбулаторное, то есть в домашних условиях. Учитывая, что согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы, Гатманюк Л.Г. страдает хроническим психическим расстройством, в результате которого лишена способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, психбольница должна стать ей домом родным. Но не факт! Случаев, когда больных, помещенных на принудительное лечение, вскоре отпускают домой, достаточно много. Тем более, что со свободными местами в палатах психбольницы не очень, а кандидатов туда - хоть отбавляй... «Коечка-то у нас недешевая...», - комментировал «ВЕДОМОСТЯМ Урал» главный врач психиатрической больницы № 3 Олег Забродин в ходе беседы в январе этого года.
Вопрос нахождения в обществе и ответственности так называемых «невменяемых» преступников на сегодняшний день стоит довольно остро. Периодически мы узнаем о тех или иных преступлениях, совершенных психически больными гражданами, которые у окружающих никогда не вызывали подозрений в отношении своего психического здоровья. И когда происходит какая-то страшная трагедия, общество начинает задумываться о необходимости изоляции таких людей.
Одним из самых резонансных и жестоких преступлений последнего времени стало потрясшее всю страну убийство ребенка, совершенное «кровавой няней» Гюльчехрой Бобокуловой.
Для специалистов-психиатров уже сейчас очевидно, что женщина, совершившая такое преступление, не может быть психически здоровой. Разумеется, ей грозит если не длительный тюремный срок, то уж точно длительное принудительное лечение. Но сегодня происходит много и других преступлений. И, увы, многие «невменяемые», совершившие тяжкие деяния (по закону лица, совершившие преступления в состоянии невменяемости, преступниками не считаются, а значит, и преступлений как бы не совершали!), очень скоро оказываются на свободе и... совершают новые преступления. При этом врачи, признавшие опасного пациента неопасным для общества, не несут за это никакой ответственности.
По признанию самих психиатров, данные статистики последних, как минимум, пятидесяти лет, говорят о том, что 30% невменяемых, как бы их не лечили, совершают повторные общественно опасные деяния! Тем не менее, ради экономии бюджетных средств ежегодно сотни тысяч психбольных в России отправляют лечиться домой.
Бывают, к сожалению, и другие ситуации - когда признанные невменяемыми преступники по факту оказываются совершенно здоровыми. В качестве примера можно привести серийного грабителя Вячеслава Дацика, совершившего более 20 грабежей. В ходе психиатрической экспертизы в Петербурге Дацик был признан невменяемым, а спустя несколько месяцев, после бегства в Норвегию, норвежские психиатры признали его совершенно здоровым.
Безнаказанность «невменяемых» распространяется и на гражданско-правовые отношения. Так, например, москвич Леонид Насветиков, умышленно совершивший на своем внедорожнике серию ДТП, в результате которых были разбиты 24 автомашины, по решению суда оказался ничего никому не должен. Государство освободило его от возмещения ущерба потерпевшим в сумме более 10 млн. рублей по причине того, что он был признан невменяемым.
То же касается и признанной невменяемой екатеринбурженки Лидии Гатманюк, похитившей более миллиона рублей у своего работодателя. В ходе расследования уголовного дела следствие так и не выяснило судьбу украденных Гатманюк денег (не исключено, что они и сейчас лежат где-нибудь в укромном месте - «невменяемая» главбух не имела собственного жилья и мечтала купить квартиру...), а суд, руководствуясь действующим гражданским законодательством, вынужден был освободить ее от возмещения ущерба директору ООО «МПС-Снабсервис» Игорю Исупову. По сути, признанная судом невменяемой гражданка, выйдя из психбольницы на свободу, сможет совершенно спокойно и, заметьте, на законных основаниях тратить чужие деньги...
А как быть потерпевшим? Разве права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью не охраняются законом и статья 52 Конституции Российской Федерации не гарантирует потерпевшим их право на компенсацию причиненного ущерба? И каким законом, какой статьей Конституции «невменяемым» преступникам дано право безнаказанно присваивать чужое имущество?
Сегодня же потерпевшим от действий «невменяемых» лиц, как и другим потенциальным «жертвам» психически нездоровых людей, остается уповать только на компетентность психиатров, которые, хочется верить, не выпустят на свободу человека, представляющего реальную опасность для общества, только ради того, чтобы освободить койко-место в больнице. Есть надежда и на то, что шизофреников-симулянтов мудрые и опытные врачи «раскусят», выведут на «чистую воду», отправив в места, где им действительно положено находиться и отвечать за свои преступления...