$
76.97
89.90

Сообщить информацию

«На хлеб, молоко, масло»: как закон о продовольственном сертификате может заменить талоны

12.10.2025
Разговоры о продуктовой помощи для нуждающихся переросли в конкретный законопроект «О продовольственном сертификате», уже внесённый в Госдуму. Чем эта мера отличается от советских талонов, сколько могут платить малоимущим, и какие вопросы остаются без ответа — в материале «ВЕДОМОСТЕЙ Урал».

О существенной разнице между предлагаемым сертификатом и талонами «восьмидесятых годов» прошлого века

Вообще, в любом продуктовом нормировании позитивного мало.

И россияне того поколения, которое уже на своём веку отоваривало выдаваемые в ЖЭУ талоны на крупу, мясные продукты, масло и сахар, наверняка передёрнутся от одной мысли о возможном «ренессансе талонов».

Меж тем, отличие современной ситуации от прошлой практики есть, и оно важное.

Первопричиной подушного распределения продуктов питания в «восьмидесятых» – начале «девяностых» годов прошлого века был дефицит продовольствия. Справедливость общего выживания требовала поделить поровну имеющиеся запасы между гражданами. Нужно было продержаться до торжества рынка с его изобилием, что впоследствии и произошло.

Сейчас дефицита еды нет, все товарные полки заполнены. Посыл иной. Нужно помочь малоимущим поддержать качество их жизни. Цены растут, инфляция не утихает. Наполнить холодильник базовым питанием становится всё сложнее. Не потому что нечем, а потому что, порой. не на что.

Когда цифры огорчают и побуждают действовать

Понятие «черта бедности» не просто тесно связано с прожиточным минимумом, ПМ, он, этот минимум, и есть тот самый рубикон, за которым - нищета.

Граждане разных регионов огромной, географически неоднородной страны тратятся на жизнь по- разному. А потому в каждой территории рассчитаны и свои прожиточные минимумы, и упрятанные вглубь этих величин размеры продуктовых корзин.

Есть данные Росстата за три месяца с начала 2025 года, считающиеся самыми актуальными из тех, что к этому дню обнародованы.

За чертой бедности сегодня живут одиннадцать миллионов девятьсот тысяч человек. А это – 8, 1 процент всех россиян.

Если сравнивать с тем же показателем 10-летней давности, бедных стало больше на миллион 400 человек.

И это несмотря на то, что три года назад Росстат скорректировал методику расчёта, привязав размер прожиточного минимума к медианной зарплате. Но мера, как видим, не помогла получить результат, хоть сколько-то улучшающий настроение.

Новое поколение талонов обретёт электронный вид

Разумеется, маленькими бумажечками в 21 веке никто уже шуршать не будет. Талоны в виде денежной, строго целевой добавки «упадут» каждому малоимущему на карту «Мир» или социальную карту, выпускаемую сегодня в регионах. Технически, потратить эти деньги на что-либо, кроме продуктов, будет невозможно. Алкоголь исключён, хозяйственные товары тоже.

Главный вопрос: а сколько в месяц предлагают добавлять на прокорм?

По внесённому в Госдуму документу – это 30 процентов от прожиточного минимума, своего для каждой территории.

«ВЕДОМОСТЯМ Урал» пришлось поделить «шкуру» непринятого законопроекта, чтобы иметь хотя бы приблизительное представление, а сколько, проголосуй депутаты «за», сможет получать на еду малоимущий свердловчанин.

Математика нехитрая. Одна свердловская «душа населения», как подсчитал на 2025 год Свердловскстат, может оставаться жизнеспособной, тратя минимум 17 556 рублей в месяц.

Трудящимся свердловчанам в теории отводится на сведение концов чуть большая сумма - 19 136 рублей, отдыхающим на пенсии чуть меньшая – 15 098, детям - посерединке между работающими и неработающими взрослыми: 17 029 рублей.

Рассчитывая размер продовольственного сертификата, мы брали 30 процентов от среднего ПМ по региону.

Получилось, что одиноко живущий небогатый свердловчанин, будь законопроект принят без изменений, сможет ежемесячно получать на молоко, мясо, крупы – 5 267 рублей, супружеская пара – 10 534, а семья с ребёнком – 15 801.

Это, если всем домочадцам посчитают по среднему ПМ, не деля его на возрастные категории. Очевидно, при обсуждении законопроекта, тонкости расчёта ещё будут уточняться, но принять нашу прикидку за ориентир вполне можно. Учитывая не утихающий разгул ценников в продмагах, на продовольственный сертификат такой величины на Урале особо не пошикуешь.

О вопросах вокруг законопроекта

Депутатское обсуждение инициативы ещё впереди, но уже сегодня видятся вопросы, требующие уточнения и консенсуса.

Первое.
Если жёстко ограничивать помощь малоимущим целью – на еду и ни на что иное, - то надо будет учесть: не во всех регионах размер продуктовой корзины равен в аккурат 30 процентам прожиточного минимума. Расходы на прокорм семьи разнятся по территориям.

К примеру, в Свердловской области минимальная продуктовая корзина к середине минувшего лета составила 8 385 рублей, подорожав за первые полгода на 15 процентов. А это уже на более чем три тысячи рублей дороже, чем прикинутый нами продовольственный сертификат.

Второе.
Возникнут технологические, цифровые сложности, с которыми понадобится справиться до старта реализации инициативы.

Считывающие устройства магазинных терминалов нужно научить при списывании средств с продовольственных сертификатов каким-то образом пропускать еду (и то, полагаем, не любую, не деликатесную), и не пропускать непищевые товары.

А как быть с небольшими магазинчиками в отдалённых деревнях, где еще и терминалов современных нет? Не ехать же малоимущим в крупные райцентры за бутылкой молока и пачкой масла.

Третье и главное.
Законопроект предлагает перенести нагрузку продуктовой помощи бедным с региональных бюджетов на федеральный.

Но откуда сегодня взять деньги в последнем? Вот вопрос вопросов.

Структурные изменения в российской казне, когда расходы уже не первый год превышают доходы, и без того привели к непопулярным мерам – повышению НДС, введению высоких ставок утилизационного сбора, налоговому давлению на малый и средний бизнес.

А тут ещё новые денежные вызовы.

Как уточнили наши коллеги из «НИ», принятие законопроекта о продовольственном сертификате потребует из федерального бюджета дополнительных двухсот миллиардов рублей…..

При такой ситуации в экономике, сходятся во мнении эксперты, подойти к вопросу можно только двумя путями. Либо вообще отложить введение продовольственных сертификатов, либо изыскать средства на них, ещё больше усилив налоговое бремя на россиян, пока кормящих себя самостоятельно. Что выберет власть? С высоты сегодняшнего дня не понятно. И там, и там – всюду клин…
Следим за ситуацией.
Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK