Министерство промышленности и торговли РФ планирует добавить важную социальную строчку в список льготников, кому государство поможет купить автомобиль и сэкономить при этом до трети его стоимости.
Новая позиция перечня - российская семья с любым количеством ребятишек. Сегодня привилегию получают лишь таковые семейные союзы, обосновавшиеся на Дальнем Востоке.
Руководитель Минпромторга, господин Алиханов публично объявил о перспективе расширения льготного кредитования на церемонии презентации обновлённой вазовской модели Lada Iskra.
Сразу признаем, какими бы условиями (а они всё же есть и о них ниже) ни была обставлена правительственная инициатива, она, ничего от нас не отнимающая и ни к чему не обязывающая, всё же расширяет возможности для пожелавших обрести семейные колёса.
Теперь, собственно, об условиях и оговорках программы.
Оговорка номер один. Авто не должно быть дороже пары миллионов рублей.
Оговорка номер два – машина с двигателем внутреннего сгорания должна быть отечественная, с параметром локализации не ниже 2000 баллов.
Оговорка номер три. Ряд автомобилей, работающих на электротяге, а также гибриды, всё же могут быть иностранного производства, но их перечень ограничен такими моделями, как Voyan Free, Evolute, Voyan Dream. Сюда же, по признаку электрического двигателя, добавлены отечественные «Амберавто А5» и «Москвич Зе».
Не все знают, что ранее льготное автокредитование уже распространялось на семьи с детьми. Однако, программа была свёрнута ещё до наступления 2023 года. Так что, по сути, сегодня речь о возрождении социальной практики с учётом новых экономических реалий.
Другая важная для понимания деталь. Государством финансово стимулируется не одномоментная покупка, а именно приобретение автомобиля в кредит. При этом, в случае с моделями на бензине семье компенсируется 25 процентов полной стоимости займа, а с вариантом электродвигателей – уже 35. Компенсируется не напрямую, а через банк, которому разницу между льготной и рыночной ставками дошлют из федерального бюджета. В казне, к слову, на эти цели уже зарезервированы 36 миллиардов рублей. И цифра в течение следующих пары лет, как обещают, будет расти.
Семейный читатель, задавшийся вопросом, почему льготный автомобильный ряд ограничен национальными автомобильными марками, сам же легко найдёт ответ. Помогая российским семьям, правительство ставит целью одновременно подсобить и отечественному автопрому, переживающему не лучшие времена. Классический пример протекционизма.
Тут позволю немного личной позиции. Протекционизм – слово самое что ни на есть рыночное, пранматичное, не несущее ни тени негативной коннотации. Более того, поддержка национального производителя практикуется во многих странах и без лишней рефлексии вводится властями, если того требует ситуация на рынке. И всё-таки, есть, на мой взгляд, одно «но». Потребитель выигрывает (ну или, по крайней мере не проигрывает) от протекционизма лишь тогда, когда качество продукции, которой подставлено «государственное плечо», не хуже аналогичной импортной. Происходит ли это с надёжностью вазовских авто? Оставим вопрос открытым…Тем более открытым, что на рынке всё быстро меняется, включая усилия бизнеса в области качества.
Работая над темой, «ВЕДОМОСТИ Урал» обратились к региональной статистике. Увы, ничего неожиданного – по информации на март текущего года, показатели выдачи кредитов на покупку машин в Свердловской области катятся вниз все семь последних месяцев. Оно и не мудрено – процентные ставки высоки, сами ценники на моделях тоже.
Так поспособствует ли готовящееся расширение перечня льготников реальным продажам? Прогнозы экспертов показались вашему корреспонденту неоднозначными.
Если семья многодетная, поделился соображением с «Известиями» господин Кадаков, главный редактор издания «За рулём», без колёс никуда, плюс критически важен просторный салон. Если из предложенных Минпромторгом опций вычесть «Соболь», всё же великоватый для личных нужд, то в сухом остатке будет один «Ларгус». С выбором особо не разгуляешься.
У руководителя одного из департаментов компании «Авилон», господина Игнатенко, своё видение условий, при которых льготная программа окажется успешной. Во-первых, список доступных автомобильных марок должен быть расширен, считает он. Во-вторых, повысит привлекательность увеличение компенсируемой государством доли стоимости кредита. В-третьих, сами банковские ставки хорошо бы для льготников снизить.
Другие эксперты убеждены, что прямая компенсационная выплата непосредственно семье, приобретающей автомобиль, эффективней работала бы на продажи, нежели помощь льготникам через банки с параллельной выгодой для самих кредитных учреждений.
Что ж, можно итожить.
Легко критиковать любое правительственное решение. Но (тут остаюсь при своём мнении), если расширение программы субсидируемого автокредитования поможет даже небольшому количеству воспользовавшихся россиян стать более мобильными, то пусть этот шанс будет.