Номиналы штрафов для «вышибал», шантажирующих по заказу кредиторов их должников, могут увеличить в разы, до планки в пару миллионов.
Читатели сочтут, что правительство занялось докучливыми коллекторами, что называется, по второму кругу. Ведь жёсткий регламент их цивилизованного взаимодействия с неплательщиками уже единожды, в качестве поправок, был внесён в законодательство, а месяц назад, с 1 февраля вступил в силу.
Но, выяснилось, что внести-то изменения внесли, а ответственность не прописали. Дорогого ли стоят пункты закона о том, чего делать нельзя, если за нарушение этого «нельзя» ничего не предусмотрено.
Именно исправлением таковой недоработки в Минюсте теперь занимаются полным ходом, готовя новые поправки в КоАП.
Помните, вышедшую за пределы Свердловской области историю, когда Кировский суд Екатеринбурга был вынужден оштрафовать местную компанию, представитель которой затравил угрозами местного жителя - должника одной из микрофинансовых организаций? «Вышибала» не только доставлял серьёзные волнения самому мужчине, но и звонил с угрозами его матери.
Так вот, если новые, готовящиеся сегодня меры ответственности за подобное, будут приняты, то пара сотен штрафа, которые заплатила тогда в бюджет екатеринбургская коллекторская организация, покажутся завтрашним нарушителям «вегетарианскими».
Теперь, о конкретных новых размерах материальной ответственности, уже обозначенных в законопроекте. Если взысканию подвергнется юридическое лицо, верхняя планка штрафа – два миллиона рублей. Согласитесь, номинал внушительный для того, чтобы задуматься – не превысит ли наказание за хамство и шантаж цифру вознаграждения от заказчика за сами выбитые долги.
Далее. Если выяснится, что непотребно вёл себя представитель компании, а не сама организация, потолок ответственности могут снизить вдвое, но цифра в миллион рублей, на наш взгляд, всё ещё остаётся убедительна для превентивности.
Ну и, как мы поняли, если физическое лицо, которое не представляет вообще никого кроме себя самого, но уже, считает себя вправе кому-то угрожать, может поплатиться за это кошельком в диапазоне от 50 тысяч до 500 тысяч рублей.
Впрочем, речь о штрафах не только за явные угрозы. Уже вступившие в силу поправки в КоАП жёстко прописывают единственно возможные алгоритмы цивилизованного общения коллектора с должником. В числе новаций предусмотрено возможное волеизъявление должника и вовсе отказаться от личного общения с коллектором в пользу любой из альтернатив – через почту или, скажем электронные сервисы переписки. Регламентируется даже частота и периодичность звонков взыскателя. Кроме того, коллектор при каждом контакте обязан представляться как по имени, так и по особому коду идентификации. То есть, быть уже узнаваем. Он должен информировать сотрудника об официальном названии своей организации, а также компании кредитора, называть актуальную сумму долга. Телефонные разговоры записываются.
Ещё из нового. Если прежде правила распространялись лишь на коллекторские службы, то теперь закон с его чётким регламентом распространён и на любые кредитные учреждения, включая банки и микрофинансовые организации.
Есть вероятность, что поправки будут приняты уже к осени и без долгих прений, поскольку, как сообщают «Известия», большинство депутатов из разных думских фракций поддерживает инициативу ужесточения ответственности взыскателей. А представитель ЛДПР, господин Нилов и вовсе настроен радикально – запретить деятельность коллекторов. По всему, народный избранник полагает, что действующего института судебных приставов в стране вполне достаточно.
К слову, именно федеральная служба судебных приставов являются регулятором всей деятельности по взысканию долгов. Она же осуществляют контроль за лицензированием коллекторов и соблюдением ими пунктов закона.