Судя по тематике и частоте парламентских дискуссий, таксисты и мигранты – две наиболее заботящие народных избранников категории российского социума. Примечательно, что в попытках хотя бы немного отыграть назад и поправить вступивший в действие в сентябре 2023-го закон о такси, сегодня участвуют все без исключения парламентские фракции.
У лишь год проработавшего документа есть очередной шанс быть не просто скорректированным, а скорректированным уже этой осенью.
«Перебрали со сложностью» - так коротко ваш корреспондент рискнула бы сформулировать причину челночных, по типу «туда--обратно», движений законодателей.
Анализ, сделанный представителями фракции «Новые люди», показал, что недостаточно продуманная предыдущая коррекция права привела к ощутимым проблемам для участников рынка такси.
Особенно нелегко приходится самозанятым, которых среди таксистов в стране уже порядка 3 миллионов человек.
Напомним об этих сложностях.
Во-первых, теперь, чтобы оставаться в легальном поле, самозанятый должен поменять цвет своей машины на тот, что отныне устанавливается в каждом регионе.
Но для жителей всех ли территорий посильна такая перекраска, тянущая на 120 тысяч рублей и более? Особенно, если для таксиста извоз лишь способ подработки, чтобы чуть больше принести в семью.
Во-вторых, узаконена теперь необходимость регистрации в реестре Минтранса, при которой сведения об учёте машины становятся доступны любому желающему и снижают стоимость частного авто при продаже! Эти последствия для игроков рынка тоже оказались не просчитаны профессиональными «поправочниками» законов в Госдуме. Ведь на вторичном рынке подержанных авто общепринято, что машина, поработавшая в качестве такси, заезжена и не ликвидна, а это не всегда соответствует действительности.
Теперь о третьей препоне. Обслуживающим население водителям ныне предписано перед каждым выходом на рейс проходить медицинское освидетельствование, добывать маршрутный лист. Реально ли, если речь не о крупном таксопарке, а о самозанятом одиночке, исполнить это требование закона без разветвлённой инфраструктуры врачебных пунктов? Вопрос риторический.
Зато, как следствие, цены на такси уже подскочили в большинстве регионов, что, собственно, и вынуждает законодателя торопиться с вынесением на первое чтение поправок уже в текущую сессию, делится с «Известиями» «справедливоросс» Дмитрий Гусев.
«ВЕДОМОСТИ Урал» вспоминают в этой связи как ещё в середине лета новые обстоятельства вынудили местных таксистов обратиться в министерство транспорта Свердловской области.
Самозанятые уже тогда привели весомые доводы. Если-де жёстко обязать каждого водителя перевозить клиентов на жёлтой и никакого другого цвета машине, большинство предпочтёт трудиться «в серую», и региональная казна недополучит налогов. Либо, что чревато ещё более серьёзными последствиями, свердловчанам просто не хватит частных таксомоторов для поездок по делам и в гости, поскольку участники рынка переметнутся в другие сферы заработка.
Судя по нынешнему настрою спохватившихся депутатов, угроза цветового единообразия должна быть снята с региональных перевозчиков. А вот козырёк на крыше такси в качестве опознавательного знака, скорее всего, останется атрибутом обязательным. Но он съёмный, и при необходимости личных поездок водитель всегда легко демонтирует маячок.
И всё же самую неоднозначную из свежих депутатских инициатив ваша корреспондент оставила на десерт.
Таксистам планируют запретить повышать тарифы на перевозки в чрезвычайных ситуациях природных и рукотворных (речь о возможных терактах) катаклизмов.
Эта идея вызвала живую реакцию в среде организованных перевозчиков.
С одной стороны, как сообщили тем же «Известиям» в «Яндекс. Такси», компания даже возвращает пассажирам полную стоимость поездки, случившейся в день ЧП и от места ЧП. Но, с другой стороны. Есть объективные причины повышенного ценообразования - когда далеко не каждый водитель готов, скажем, в бушующий за окном погодный шторм геройски выйти на линию. При этом никто ведь не отменял закон рынка - «чем меньше предложение, тем выше его цена»
А руководитель Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», господин Корнеев и вовсе связал скачкообразный характер цен во многом с теми трудностями, которые сейчас и пытается отыграть назад российский законодатель. Дескать, чем сложнее жизнь, устроенная подрядчику, тем злее он в ценах.
Итожим. Любая работа над ошибками лучше её отсутствия, когда просчёты остаются не признанными таковыми вовсе.
Так что ждём пусть некоторого, но послабления законодательных «вожжей» для самозанятых таксистов-трудяг, готовых в любую погоду, с шести утра до следующих шести утра, оперативно «подбирать» нас у наших подъездов.
И пусть их, конкурирующих друг с другом, будет чем больше, тем лучше.