Регулятор в сфере образования – Рособрнадзор и Министерство просвещения приняли новую систему оценки уровня российских школ. В учительской среде всем хорошо знакомы две аббревиатуры ШВОР и ШНОР. Школа Высокого Образовательного Результата и Школа Низкого Образовательного Результата. Понятно, что все ШНОРы пытаются стать ШВОРами, а все ШВОРы удержаться на достигнутом уровне.
Однако, если до сих пор отнесение учебного заведения к первой или второй категории определялось сумой детских знаний, полученных школьниками в ходе обучения, то теперь очередь дошла до взрослых, то есть, самих педагогов.
К чему каждая конкретная школа ближе – к ШВОРу или к ШНОРу, покажет специальный индекс. А индекс, в свою очередь, будет найден после определения почти семи десятков показателей.
По словам руководителя Рособрнадзора, господина Анзора Музаева, разработана такая методология оценки учительского корпуса, которая выявит и компетенции педагога по предмету, и его умение преподать науку современной детворе, и то, что сегодня относят к категории soft skills – чуткость, психологическую гибкость, понимание ребячьего менталитета.
Сам учитель может быть семи пядей во лбу, следует из интервью Анзора Музаева «Известиям», но важно ещё владеть методиками донесения того, что ты знаешь, до детей. Вот на это в том числе будут проверяться педагоги.
На искомую величину индекса повлияет также состояние образовательной инфраструктуры - насколько экипирована школа современной компьютерной техникой, лабораториями, насколько удобно и комфортно в ней ребятам получать знания.
Примечательно, что многие в учительском сообществе перспективу ежегодного тестирования восприняли кто настороженно, а кто и вовсе в штыки.
К примеру, глава профсоюза «Учитель», господин Казаков убеждён, что проводимой раз в пять лет аттестации педагогов вполне достаточно, а новые проверки приведут лишь к углублению дефицита кадров в российских школах.
Профсоюзный активист сообщил, что сейчас готовит письмо с контрдоводами на имя министра просвещения с копией председателю правительства РФ. Казаков считает, что вводимая мера станет ещё одним ударом по средним общеобразовательным учреждениям.
Не принимая в полной мере сторону господина Казакова, Ваша корреспондент, тем не менее, вспомнила совсем недавний скандал с массовым увольнением учителей одной из школ Екатеринбурга.
В дело даже пришлось вмешаться федеральному министерству просвещения.
Тогда, пожелав остаться анонимной, одна из педагогов объяснила заявление об уходе, действительно, колоссальными нагрузками, когда заниматься с детьми ей приходилось до 12 и более часов в день.
Другие екатеринбургские педагоги подтвердили эту информацию, добавив, что возрастающее бремя часовой выработки никак не влияет на остающуюся прежней зарплату.
Меж тем, не все эксперты негативно восприняли предстоящую индексацию качества российских школ.
Так, господин Илюхин, старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования при Президентской академии, убеждён, что цели проверок - отнюдь не репрессии, а помощь школам в их развитии. Ведь выявленная проблема – почти наполовину решённая.
Что сказать, тема, действительно дискуссионная.
С одной стороны, хотелось бы избежать профессионального выгорания наших учителей, не перегружать дефицитные кадры новыми испытаниями. С другой – каждый свердловчанин мечтает определить своё чадо именно в ШВОР, избежав ШНОРа. А для этого, как ни крути, опереться хотя бы на пресловутый индекс качества школы всё-таки потребуется.