Уже менее, чем через месяц в регионах России ожидается введение нового налога – туристического. О вероятности такой перспективы «ВЕДОМОСТИ Урал» информировали читателей ещё в апреле.
Решение о введении налога закон отдаёт на откуп территориям. Власти регионов вольны устанавливать его конкретный размер, оставаясь, правда, в «коридоре», очерченном федеральным правом, а также решать – на какие конкретно цели направлять поступления, но опять же, не выходя за рамки инфраструктурного туристического спектра расходов.
Примечательно, что формально новый налог ляжет не на граждан, а на бизнес – отели, хостелы, гостевые дома. На 2025-й год правительством предписана максимальная планка туристического налога в 1 процент от стоимости суточного проживания в номере, но не менее чем 100 рублей. Далее с каждым годом регионы и муниципалитеты смогут повышать туристический налог не более чем на один процентный пункт, доведя его до 5 процентов к 2029-му, и на том, пока, по закону, остановившись.
Опираясь на эту информацию, «ВЕДОМОСТИ Урал», между тем, дали себе труд произвести некоторый расчёт. Смутила оговорка «не менее 100 рублей» за сутки проживания. А если в бюджетном хостеле сутки проживания стоят, скажем, всего 2000 рублей? То по сути, вместо 20 рублей туристического налога, фактически равняющемуся 1 проценту от стоимости, бизнес должен будет заплатить 100 рублей, что уже эквивалентно 5 процентам, хотя 2029-й год ещё далеко.
Скрупулёзны мы так, потому что, гостиницы, вне всякого сомнения, не избегут соблазна поднять свои суточные тарифы за номера, и в аккурат на величину новых для себя обязательств перед казной. Так что, пусть через бизнес, но налог этот аукнется всем россиянам - туристам, командировочным, любым постояльцам индустрии гостеприимства.
В Свердловской области, традиционно привлекательной для остальной части путешествующей России, туристический налог уже готовится к вводу. Сначала он стартует в четырнадцати муниципалитетах, составляющих Екатеринбургскую агломерацию. Власть видит его в размере всё тех же ста рублей за ночь.
Как считает мэр Екатеринбурга, господин Орлов, поступления дополнительных денег не будут лишними для города. Их можно будет, рассуждает Алексей Валерьевич, потратить на установку уличных туалетных модулей, что всегда актуально для гостей свердловской столицы, или экипировать екатеринбургские улицы как можно большим числом туристических указателей.
Мэр вспомнил и о возможности финансовой подпитки таких популярных событийных мероприятий, как «Атмосфера» и «Ночь музыки».
К слову, менее оптимистично настроена Уральская ассоциация туризма, считающая, что с введением налога региону не стоит торопиться.
Доводы бизнеса понять не сложно. Гостиничное дело не относится сегодня к высоко маржинальному. И к вопросу поднятия тарифов следует, как считают в туриндустрии, подходить осторожно, с оглядкой, просчётом, и уж тем более не начинать «брать с отелей» сразу по верхней планке дозволенного.
Волнует скептиков и неопределённость вокруг вопроса, кто будет контролировать целевое расходование поступлений во благо туристической привлекательности региона. Если, вспоминают эксперты, целенаправленность трат старого курортного сбора регулировалась общественными организациями, и спрос был строгим, то механизм чьей-либо инспекции при расходовании туристического налога не определён.
Другая важная деталь – кто будет освобождён от уплаты налога. Таковых категорий россиян пока четыре:
-участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
- инвалиды первой и второй групп, инвалиды-дети;
-ветераны и инвалиды боевых действий;
- принимающие участие в СВО, выполняющие задачи на новых территориях, а также граждане, призванные на военную службу по мобилизации.
Для перечисленных лиц туристического налога в калькуляции стоимости гостиничных услуг не должно быть по закону.
И противоречия тут нет. Хотя, повторимся, отчисления по налогу в казну будет делать бизнес, но нам, клиентам, компании всё равно покажут его размер в квитанциях. Это как с НДС в торговом чеке.
Вот такие перспективы…