Позицию нашего издания, солидарного с большей частью юридического сообщества, мы обозначили ещё весной — а не приведёт ли монополизация статуса адвокатов к снижению конкуренции и росту цен на защиту в судах.
Хотя, объективности ради, «ВЕДОМОСТИ Урал» писали и о поборниках идеи. К примеру, приводили точку зрения известного юриста Александра Масяева, сделавшего тему необходимости адвокатской монополии основой своей докторской диссертации, к слову, успешно защищённой.
О реформе судебного представительства
Меж тем, как бы кто не относился к идее, муссируемой добрый десяток лет, а масштабных изменений в подходах к судебному представительству, похоже, не избежать.
Уже подготовленный Минюстом законопроект предполагает внесение поправок сразу в четыре кодекса: Арбитражный, Гражданский и Уголовный — процессуальные, и Кодекс административного судопроизводства.
Если поправки переживут все депутатские чтения, интересы физических и юридических лиц в судах будет позволено защищать только адвокатам с официальным статусом, и никому больше.
О важных деталях законопроекта
Если сегодня представлять наши интересы по арбитражным или гражданским делам может любой дееспособный подрядчик, имей он доверенность на руках (вплоть до непрофессионала-родственника), то с принятием законопроекта всё изменится.
Сдал соответствующий экзамен? Получил официальный статус адвоката? Ты — в выборке допущенных до залов суда. Нет корочки? Судья вправе не разрешить тебе представительствовать в процессе, и закон будет на его стороне.
Иначе говоря, строгость, которая сегодня распространяется лишь на уголовные дела, в случае успеха реформы, охватит все звенья судопроизводства.
Будут ли исключения для «не адвокатов»?
Да, будут. Документ предполагает два отступления от общего правила торжества адвокатской монополии.
Первое. Если юридическое лицо, являющееся стороной дела, берётся защищать штатный юрист этой компании.
И второе. Представительствовать по интересам гражданина сможет его близкий родственник, но с оговоркой — не дальше суда первой инстанции.
Все прочие допуски защитника без адвокатской корочки — только в исключительных случаях и только с милости судьи. Основанием для такой милости, к слову, может стать глухая местность, где статусные адвокаты в большом дефиците.
Чем мотивируют меру авторы законопроекта?
Тут читатель, мы уверены, и сам догадался с ответом. Конечно, основной мотив — радение о нашем, граждан, благе.
Дескать, все россияне, обосновывает позицию поборников «монополизма» пояснительная записка, должны получать квалифицированную юридическую помощь. Мол, формализованные адвокаты все дисциплинированы, все распределены по адвокатским палатам, аккуратны в оплате взносов, сдают и пересдают экзамены на профпригодность, и за ними, если что, есть кому присмотреть и поправить.
Чего опасаются юристы, которые «в теме»?
«Вмешательство государства во все сферы жизни эксперт считает излишним, а риски после установления адвокатской монополии реальными и близкими», — отмечает в личном блоге юрист Екатерина Сергеевна Гуленкова на сайте zakon.ru.
По мнению юриста, лишение правозащитников без статуса возможности работать, это — не только серьёзное ущемление прав квалифицированных специалистов, но и большая опасность нарушения свобод доверителей. Кроме того, эксперт не сомневается — выросшие финансовые издержки «адвокатов по неволе», необходимость их регулярных отчислений в адвокатские палаты, увеличенные налоги неизбежно приведут к росту цен на защиту в судах для клиентов.
О грозящем резком сужении конкурентного круга предупреждает в разговоре с нашими коллегами из «Ведомостей» другой юрист, господин Брикульский. Ожидаем повышения качества, говорит он, а повысятся лишь цены.
У всех монополий, увы, общие законы и последствия. Если, резонно замечает эксперт, минюст не устраивает качество услуг правозащитников, то начинать исправлять ситуацию надо не с них, а с основ — системы юридического образования в стране, из «шинели» которой вышли сегодня все, и статусные, и не статусные.
О переходном периоде
Министерство юстиции предлагает установить некий «переходный период». Он должен продлиться до начала 2027 года.
До этого времени порядок сдачи экзамена и получения статуса адвоката будет упрощён. Равно как и увеличен срок для принесения пост-экзаменационной присяги. И лишь когда поправки заработают в полную силу, у судей появится законное основание «взирать» с пристрастием: а защитник кто?
«ВЕДОМОСТИ Урал» следят за прохождением законопроекта, широко обсуждаемого в узких, и теперь уже не очень узких, кругах.


31