Авиакомпании России выражают серьезные опасения по поводу возможного банкротства и отзыва сертификатов эксплуатанта из-за накопленных долгов за лизинг иностранных самолетов. С момента введения санкций в 2022 году многие перевозчики прекратили выплаты лизинговых платежей, что усугубляет их финансовое состояние.
Согласно новым правилам, в 2025 году российские компании смогут списать эти долги, но на них будет начислен налог на прибыль в размере 25%. Генеральный директор авиакомпании NordStar Леонид Мохов в письме в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) указал на риски, связанные с невозможностью выплатить этот налог, что может привести к банкротству и перераспределению рынка в пользу крупных игроков.
На данный момент в России более 30 авиакомпаний занимаются пассажирскими перевозками. Однако только несколько из них, включая «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и S7 Airlines, смогли выкупить лизинговые самолеты за счет средств Фонда национального благосостояния. Ассоциация АЭВТ рассматривает возможность внесения изменений в Налоговый кодекс для защиты интересов авиаперевозчиков, но пока такие предложения не поступали в Минфин.