Изображение от jcomp на Freepik
Об этом говорят результаты исследования маркетплейса Ozon. Согласно полученным данным, около 66% россиян попадали на удочку мошенников при совершении онлайн-покупок, причем 44% из них — один раз, 4% — более пяти раз.
Большинство потерпевших знают об основных правилах цифровой безопасности, но уловки кибермошенников могут выглядеть максимально правдоподобно, что затрудняет их определение.
Ошибки внимательности или наивность привели к попаданию на удочку 20% опрошенных, в попытке получить бесплатный подарок теряли деньги 9% россиян, а в погоне за скидкой — 8%. В результате каждый третий терял более 5000 рублей, а 3% опрошенных — свыше 50 тыс. рублей.
Наиболее распространенными схемами обмана оказались исчезающие продавцы и телефонное мошенничество, когда злоумышленники представляются сотрудниками службы поддержки или безопасности и просят передать персональные данные.
Представители Ozon сообщают, что они отслеживают и анализируют проявления онлайн-мошенничества и создают новые меры безопасности для предотвращения их. Для защиты пользователей маркетплейс мониторит и блокирует фишинговые сайты, мимикрирующие под их ресурсы, скрывают реальные номера покупателей при доставке товаров и обучают клиентов правилам цифровой безопасности.
Опрос, проведенный среди 1560 жителей России в возрасте от 18 лет методом онлайн-анкетирования в апреле 2023 года, показал, что около 28% россиян не совершают покупки в социальных сетях, 25% внимательно проверяют адрес онлайн-магазина перед вводом банковских данных, примерно столько же опрошенных используют отдельную карту для онлайн-покупок. Помимо этого, пользователи создают уникальные пароли к разным сервисам (30%), не сообщают незнакомым банковские и паспортные данные (19%), используют двухфакторную аутентификацию и проверенные менеджеры паролей (16%). Это основные правила цифровой безопасности.
Отметим, что в последнее время сотрудники правоохранительных органов отмечают рост преступлений в сфере мошенничества. Накануне в связи с чрезвычайной обстановкой начальник управления МВД Екатеринбурга Максим Метелица публично призвал граждан остерегаться телефонных мошенников, отметив, что злоумышленники могут представляться сотрудниками государственных органов и силовых структур: Центробанка, МВД, Следственного комитета, ФСБ, прокуратуры. По его словам, чаще всего жертвами мошенников становятся пенсионеры... "Единственное правильное решение в данной ситуации – прекратить разговор и обратиться в свой банк или правоохранительные органы", - заключил он.