$
76.97
89.90

Сообщить информацию

«Самое тяжелое – видеть родителей, ребенок которых погиб в ДТП». Интервью с начальником ГИБДД Верхней Пышмы Игорем Каптиевым

05.12.2025
Он видит дорогу не как поток машин, а как поле постоянного риска, где одна ошибка может стать последней. Его рабочий день начинается со сводки происшествий за ночь, а заканчивается планами на завтрашние рейды. Груз этой ответственности не снимается, даже когда рабочий день окончен. В разговоре с «ВЕДОМОСТЯМИ Урал» Игорь Каптиев, начальник отдела ГИБДД МО МВД «Верхнепышминский» Свердловской области, делится не формальными ответами, а личным опытом, профессиональной болью и предлагает трезвый взгляд на то, как сделать дороги наших городов безопаснее.

«Профессия никогда не позволяет расслабиться»

– Игорь Николаевич, ГИБДД многими воспринимается как служба, связанная в основном с контролем и штрафами. Что для Вас лично значит эта работа, помимо должности и звания? Почему много лет назад Вы выбрали именно этот путь и почему остаетесь в профессии?

– Спасибо за вопрос, он действительно ключевой. Вы знаете, я с детства, как и многие мальчишки, интересовался техникой, автомобилями. Но помимо этого интереса, всегда было желание заниматься делом, которое имеет реальный, измеримый смысл для общества, для людей. Не абстрактным, а очень конкретным. Обеспечение безопасности на дорогах – именно такая сфера.

А что касается того, почему остаюсь… Профессия никогда не позволяет расслабиться, она не становится рутиной. Каждый день абсолютно разный. Новые ситуации, живое, иногда очень сложное общение с людьми, необходимость мгновенно анализировать обстановку и принимать решения.

Здесь сочетается аналитическая работа – изучение статистики, причин ДТП, планирование – и постоянная практика, оперативное реагирование. И когда ты понимаешь, что твои действия, опыт, вовремя отданная команда или личное участие в каком-то событии помогли избежать беды, спасли человека – это и есть лучшая мотивация.

Между гневом и состраданием

– В такой работе, наверное, неизбежно накапливаются истории, которые оставляют глубокий след. Не могли бы Вы поделиться случаями из Вашей практики, которые запомнились больше всего? 

– Таких случаев, к сожалению, немало. Самые тяжелые, которые буквально врезаются в память – это, конечно, выезды на места ДТП с гибелью людей. Особенно, когда погибают дети. Их не стирает время.

Один из таких – еще когда я служил инспектором в областном полку ДПС. Поступило сообщение о тяжелом лобовом столкновении на Режевском тракте. На месте картина была страшная. Молодой парень за рулем «пятнашки», видимо, решил совершить обгон, не рассчитал скорость и дистанцию, выскочил на встречную полосу. Столкновение было жестким. В его автомобиле были пассажиры – его мать и младшая сестра, десяти лет от роду. Медики констатировали их гибель на месте.

Первая эмоция, которую испытываешь в такие минуты – это шок, а за ним гнев и осуждение. Как можно было так легкомысленно, так безответственно рисковать – не только своей, но и жизнями самых близких? Это чувство очень острое. Но оно очень быстро сменяется другим… Горечью. И даже состраданием. К этому самому парню. Потому что ты понимаешь: он теперь будет жить с этим, с осознанием того, что по его вине погибли родные люди...

Или другой случай, уже здесь, в Верхней Пышме, в мае 2023 года. На перекрестке Успенского проспекта и улицы Машиностроителей автобус сбил девятилетнюю девочку. Она перебегала дорогу по пешеходному переходу, на зеленый свет.

Девочка погибла под колесами автобуса в Верхней Пышме, 2023 год.

Самое тяжелое – видеть эмоции родителей. Это невосполнимая утрата, пустота, боль... И когда ты сам отец троих детей, такие ситуации проживаешь особенно остро, пропускаешь через себя. 

– А если говорить о случаях со счастливым исходом? Они, наверное, откладываются в памяти иначе?

– Вы правы, к сожалению, психология устроена так, что трагедии оставляют более глубокий и болезненный след. Но светлых историй тоже достаточно. Это и помощь водителям, заглохшим в метель, когда вовремя подъехавший экипаж реально спасает от обморожения. Это сопровождение в роддом женщин, у которых начались схватки прямо в пути. Участие в ликвидации последствий аварий, когда удается вовремя извлечь человека из покореженного автомобиля.

Но особая гордость – это, безусловно, за личный состав. Хочу рассказать один пример, который как раз про счастливое спасение и про высочайший профессионализм. В августе 2024 года в Среднеуральске экипаж дорожно-патрульной службы во время планового объезда территории заметил густой дым и открытое пламя из окна частного жилого дома. Сотрудники не проехали мимо, не стали ждать пожарных – времени не было. Они мгновенно оценили обстановку, организовали эвакуацию жильцов. Благодаря их слаженным, грамотным и самоотверженным действиям из горящего дома были выведены семь человек, среди них двое маленьких детей. Даже собаку успели вынести. 

Среднеуральск. Сотрудники ДПС спасли семью из горящего дома

Я как руководитель испытываю огромную гордость за таких ребят. Впоследствии они были награждены министром внутренних дел В.А. Колокольцевым медалью «За смелость во имя спасения». Вот такие моменты дают сил и веру в то, что мы делаем нужное дело.

Взгляд с двух сторон руля

– Интересно, а изменилась ли Ваша собственная манера вождения с тех пор, как Вы стали смотреть на дорогу не просто глазами водителя, а глазами начальника ГИБДД? Стали ли Вы более терпимым или, наоборот, более строгим водителем в жизни?

– Изменилась, и довольно серьезно. Во-первых, поездка из дома на работу и обратно давно перестала быть просто перемещением из точки А в точку Б. Это постоянный, почти автоматический мониторинг дорожной обстановки. Взгляд сам цепляется за детали: вот знак установлен с нарушением требований, его почти не видно из-за веток; вот разметка стерлась на самом ответственном участке перед перекрестком; вот здесь, на повороте, явно не хватает ограждения или искривлено зеркало; а здесь, у школы, пешеходный переход плохо освещен с наступлением темноты. Раньше мог проехать и не заметить, а теперь не замечать это уже не получается. Работа накладывает свой отпечаток.

Что касается терпимости… Здесь двояко. К обычным, бытовым, не злостным ошибкам других водителей – да, стал относиться спокойнее. Понял, что идеальных нет, каждый может в суете не увидеть знак, задуматься, медленнее среагировать. Это жизнь.

Но при этом появилась абсолютная, категоричная нетерпимость к хамству, к агрессивной манере езды, к сознательным, грубейшим нарушениям, которые ставят под угрозу всех вокруг. Это демонстрация полного пренебрежения к безопасности. И я, как человек, который ежедневно видит последствия такого пренебрежения, и как руководитель, отвечающий за порядок на дорогах, не могу и не хочу оставлять это безнаказанным.
Это не вопрос личной неприязни или мести. Это вопрос принципиальный: обеспечить безопасную среду для законопослушных граждан. 

Опора в коллективе и сила в семье

– Как Вы справляетесь с грузом ответственности и эмоциональным давлением, которое неизбежно в такой работе? Что помогает восстанавливать силы?

– Главной опорой для меня, безусловно, является коллектив. Я имею честь руководить не просто группой сотрудников, а настоящими профессионалами, которые знают свое дело.  Дружный, сплоченный коллектив – это больше, чем рабочий механизм. Это команда, где люди поддерживают друг друга не только в служебных ситуациях, но и человечески, понимая специфику нашей работы.

Что касается восстановления… Для меня это – время с семьей. Простые вещи: общение с детьми, совместные прогулки, очень помогают встречи с друзьями. И, конечно, природа. Возможность вырваться за город, на рыбалку или просто в лес, чтобы побыть в тишине, – это лучшая психологическая разгрузка. И, разумеется, поддержка и понимание любимого человека, который разделяет с тобой и трудности, и радости. 

Противоречивая статистика: цифры, которые пугают, и точки роста

– Давайте поговорим об оперативной обстановке. Как бы Вы, опираясь на статистику и ежедневные сводки, охарактеризовали текущую ситуацию с аварийностью на дорогах Верхней Пышмы и Среднеуральска? Какие тенденции Вы выделили бы как положительные, а какие проблемы видятся ключевыми?

– Ситуация действительно требует детального и честного анализа, потому что картина получается противоречивая. Если смотреть на сухие цифры общего количества дорожно-транспортных происшествий, то мы отмечаем некоторое снижение. Это результат планомерной профилактической работы, усиления контроля, в том числе с использованием технических средств фиксации. Однако за этой, казалось бы, позитивной цифрой скрывается очень тревожный фактор.

Резко, почти на 71%, выросло число погибших. За отчетный период погибло 12 человек. Это не просто статистика, это 12 трагедий в семьях. Такой скачок однозначно говорит о возросшей тяжести самих происшествий. 

Из положительных тенденций, которые вселяют осторожный оптимизм, я бы выделил два момента. Во-первых, заметное снижение количества ДТП с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это говорит о том, что постоянная, жесткая работа в этом направлении, рейды, социальная реклама дают свой эффект.

Во-вторых, у нас есть значительное, я бы даже сказал, существенное улучшение ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом. Случаев, когда пострадали дети, стало меньше. Это огромная заслуга не только ГИБДД, но и педагогов, родителей, администраций – всей системы профилактической работы, которая выстроена.

Ключевой же проблемой, фундаментальной, на мой взгляд, остается неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети. Это, в первую очередь, отсутствие нормального стационарного освещения на многих второстепенных и даже некоторых основных магистралях в ночное время. Это глубокие колеи, которые не соответствуют ГОСТам и в мокрую погоду, и зимой превращаются в ловушки. Сужение проезжей части из-за заниженных или разбитых обочин.

Фокус работы: пьяные водители, дети и зимние дороги

– Исходя из этой оценки, на что сегодня направлены основные усилия сотрудников ГИБДД? Какие задачи Вы ставите перед личным составом как приоритетные в текущий момент?

– Наши усилия носят комплексный и, что важно, адресный характер, исходя из анализа аварийности. Основные направления таковы.

Во-первых, это плотная отработка выходных и праздничных дней. Именно в этот период традиционно возрастает количество грубых нарушений, связанных с употреблением алкоголя. Мы максимально наращиваем присутствие на дорогах, причем не только в центральных частях городов, но и на отдаленных территориях, в поселках, на дачных массивах. Цель – пресечение управления транспортными средствами в состоянии любого опьянения, а также водителями, не имеющими права управления, либо лишенными такого права. Это работа на упреждение тяжелейших ДТП.

Во-вторых, это постоянная, непрекращающаяся профилактика ДТП с участием несовершеннолетних. Работа ведется по всем фронтам: контроль за соблюдением правил перевозки детей, рейды у школ и детских садов, совместные мероприятия с образовательными учреждениями.

Верхняя Пышма. Сотрудники ГИБДД

В-третьих, это оперативное реагирование на ухудшение погодных условий. Как только приходит штормовое предупреждение о снегопаде, гололеде, тумане – мы сразу перестраиваем работу. 

Особое внимание – взаимодействию со службами, отвечающими за уборку улиц. Мы контролируем своевременный выход и работу снегоуборочной техники, потому что чистая дорога – это уже половина дела для безопасности в зимний период.

«Темнота и колея»: самые опасные участки дорог

– Говоря об опасных участках, могли бы Вы конкретно назвать самые аварийно-опасные точки на карте Верхней Пышмы и Среднеуральска? И какие именно меры, помимо контроля, принимаются для того, чтобы снизить риски на этих отрезках?

– Да, конечно. По результатам многолетнего мониторинга и анализа, сегодня можно выделить два участка, которые требуют самого пристального внимания.

Автомобильная дорога, соединяющая Верхнюю Пышму и Среднеуральск. Проблема этого участка комплексная. Во-первых, на протяжении нескольких километров полностью отсутствует стационарное электрическое освещение. В темное время суток, особенно в осенне-зимний период, дорога погружается в полную темноту. Во-вторых, нет оборудованных тротуаров. Пешеходы, которых там немало, особенно в районе садоводческих товариществ, вынуждены идти по обочине или по краю проезжей части, что создает колоссальный риск.

Принимаемые меры. По инициативе нашего отдела была организована и проведена внеочередная комиссия по безопасности дорожного движения. В ней участвовали не только мы, но и представители ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», прокуратуры города Верхняя Пышма, городской администрации.
На комиссии были приняты конкретные, оформившиеся в решение меры. Это введение ограничения скорости до 50 км/ч на наиболее опасном отрезке с 3-го по 5-й километр этой дороги. Обустройство так называемых шумовых полос (виброполос) для тактильного и звукового предупреждения водителей о приближении к опасному участку. Нанесение четкой выделяющейся разметки для организации левого поворота в определенных местах и установка соответствующего дорожного знака («Направления движения по полосам»).
Проработан и вопрос об установке передвижной камеры автоматической фиксации нарушений ПДД, прежде всего – скоростного режима. 

Второй опасный участок – это автодорога Верхняя Пышма – Невьянск (от поселка Балтым до поселка Половинный). Здесь ключевая проблема – физическое состояние дорожного полотна. Зафиксирована колея, местами превышающая все допустимые нормы по ГОСТу. Параллельно наблюдается занижение уровня обочины. На таких участках водитель, особенно незнакомый с дорогой, легко может потерять управление, особенно при выполнении маневров или в непогоду.

Ситуация здесь более долгосрочная. На 2026 год администрацией уже запланирован и включен в соответствующую программу капитальный ремонт данного участка автодороги. Это кардинальное решение. На период же до начала ремонтных работ, по нашему требованию, будут установлены дополнительные дорожные знаки, ограничивающие скорость движения до 50 км/ч на наиболее поврежденных отрезках. Это временная, но необходимая мера для снижения рисков.

Как защищают пешеходов

– Одна из самых болезненных тем – наезды на пешеходов. Как построена работа по профилактике именно таких ДТП?

– Профилактика ДТП с пешеходами – это, возможно, самый яркий пример необходимости системного, межведомственного подхода. Мы не можем решить ее только силами контроля. Наша стратегия включает несколько обязательных, взаимосвязанных блоков.

Первый блок – контроль и пресечение. Он двойной. С одной стороны, это постоянная работа по пресечению нарушений со стороны водителей (непредоставление преимущества пешеходам на пешеходных переходах). Этому уделяется первостепенное внимание. С другой стороны – это работа с самими пешеходами, которые зачастую переходят дорогу в неположенных местах, идут на запрещающий сигнал светофора, не убедившись в безопасности. Для этого регулярно проводятся целевые профилактические рейды с говорящим названием «Пешеход. Пешеходный переход», где экипажи работают в непосредственной близости от переходов.

Второй блок – инфраструктурный. Мы активно работаем над устранением так называемых «опасных» мест. Если анализ показывает концентрацию ДТП с пешеходами на конкретном переходе или участке, мы инициируем проверку.

Частая проблема – ограниченный обзор. Из-за разросшихся кустов, неправильно припаркованных машин, рекламных щитов водитель просто не видит человека, выходящего на проезжую часть.
Мы выдаем предписания на кронирование деревьев, вырубку кустарника, организацию «треугольника безопасности». Также ставим вопросы перед администрациями об оборудовании переходов должным образом: освещение, дублирующие знаки, «лежачие полицейские» перед переходами.

Третий блок – информационно-пропагандистский, работа с населением. Через городские СМИ, наши аккаунты в социальных сетях, официальные сайты мы постоянно, особенно с наступлением осени, информируем граждан. Напоминаем о простых правилах, но главное – агитируем за использование световозвращающих элементов.

В темное время суток пешеход со световозвращателем заметен водителю в несколько раз дальше. Это реально спасает жизни. 

Четвертый блок – работа с подрастающим поколением. Совместно с городским управлением образования мы организуем уроки безопасности, викторины, конкурсы рисунков в школах и детских садах. Важно сформировать правильные привычки с детства. Не менее важна работа с родителями. На родительских собраниях сотрудники ГИБДД разъясняют, как важно не только рассказывать ребенку о правилах, но и самим неукоснительно их соблюдать, показывая пример. Ответственность родителей здесь огромна.

Сотрудники ГИБДД в детском саду Верхней Пышмы

Пятый блок – широкомасштабные социальные кампании. Мы активно участвуем и сами инициируем проведение областных и городских акций, таких как «Внимание, дети!» перед каникулами, «Горка» в зимний период (борьба с опасными горками, выходящими на проезжую часть), «Засветись» – по популяризации световозвращателей. Эти акции создают дополнительный информационный повод, привлекают внимание общественности.

Таким образом, профилактика – это не разовые рейды. Это постоянный цикл: контроль → выявление инфраструктурных недостатков → работа по их устранению с дорожными и коммунальными службами → правовое просвещение всех категорий граждан. Только так можно добиться устойчивого результата.

Безопасность на трассе: барьеры, «стоп-контроль» и борьба с усталостью

– Какие меры, помимо скоростного контроля, предпринимаются для безопасности на загородных трассах, таких как Серовский тракт?

– Безопасность на загородных трассах, где разрешенные скорости высоки, – это отдельная, очень специфичная задача. Здесь последствия ошибки или технической неисправности многократно серьезнее, чем в городе. Поэтому и подход нужен комплексный.

Профилактика утомления водителей – это одно из важнейших направлений. Дальняя монотонная дорога усыпляет бдительность. Мы проводим специальные рейды, в ходе которых инспекторы обращают пристальное внимание на состояние и поведение водителей.

Особый фокус – на водителях грузового транспорта и междугородних автобусов, которые проводят за рулем многие часы подряд. 

Организация «стоп-контроля» – еще одна эффективная мера. Это не просто проверка документов. Это, прежде всего, массовая проверка технического состояния транспорта, особенно грузового.

Неисправные тормоза, изношенные шины, негорящие фары на трассе – это прямая угроза. Параллельно, конечно, ведется работа по выявлению водителей в состоянии опьянения. 

Установка барьерных ограждений – осуществляется на опасных участках трасс, особенно на мостах, в местах с крутыми поворотами или спусками, на разделительных полосах, монтируются современные барьерные ограждения. Они предотвращают самые тяжелые виды аварий: съезд в глубокий кювет, лобовое столкновение со встречным транспортом и наезд на опоры освещения или путепроводов. 

Наконец, содержание и ремонт самого дорожного полотна. На высоких скоростях даже небольшая яма или колея могут привести к потере управления. Поэтому наша служба постоянно взаимодействует с ГКУ СО «Управление автомобильных дорог».

Диалог с властью: комиссии, предписания и выезды на место

– Как на практике строится взаимодействие с администрациями Верхней Пышмы и Среднеуральска по самым наболевшим вопросам – установке новых светофоров, «лежачих полицейских», изменению схем движения? Это диалог или чаще преодоление бюрократических барьеров?

– Это именно диалог, и он имеет четкие, отработанные форматы. Основная площадка – это регулярные заседания межведомственных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, которые созданы и работают при администрациях обоих городских округов.

На эти комиссии выносятся все «острые» вопросы, которые волнуют и нас, и жителей. На них детально обсуждаются конкретные предложения по изменению дорожной инфраструктуры: где нужен новый светофор, где не хватает знака, где необходимо обустроить пешеходный переход или установить искусственную неровность.

Кроме того, на этих же комиссиях проводится детальный разбор причин и условий тяжелых и смертельных ДТП. По итогам в адрес администраций выносятся конкретные предписания с требованием устранить выявленные недостатки.

За 2025 год, к примеру, нами было вынесено 64 таких предписания. Это действенный механизм, который обязывает муниципалитет принимать меры.

Также у нас налажена практика совместных выездных обследований. Когда, например, поступает тревожный сигнал от жителей или школы о проблемном участке у образовательного учреждения, организуется оперативный выезд.

«Не просто ящик для штрафов»: правда о камерах фотовидеофиксации

– Тема, которая всегда вызывает бурные дискуссии, – камеры фотовидеофиксации нарушений. Многие граждане убеждены, что это прежде всего «средство пополнения бюджета». Как Вы можете это прокомментировать?

– Понимаю, что этот стереотип очень живуч. Но я могу со всей ответственностью заявить: в первую очередь, камера фотовидеофиксации – это средство профилактики и обеспечения безопасности. Места их установки выбираются не случайно, а на основании детального анализа аварийности.

Мы смотрим: где чаще всего происходят ДТП, какие нарушения (превышение скорости, проезд на красный, выезд на полосу встречного движения) становятся их причинами. Камеру ставят именно там, где она может пресечь это конкретное, опасное нарушение.

камера фотовидеофиксации

Но я хочу подчеркнуть и другую, не менее важную функцию камер. Она фиксирует не только нарушение, но и сам факт проезда автомобиля в определенное время в определенном месте. Это бесценные данные при розыске угнанных автомобилей.
Камеры помогают выявлять автомобили с подложными или измененными государственными регистрационными знаками, машины, регистрация которых прекращена, водителей, лишенных прав, но продолжающих управлять. Они являются свидетелями, которые помогают установить виновных, скрывшихся с места ДТП. Так что это многофункциональный инструмент безопасности.

Как быстрее всего сообщить о проблеме

– В эпоху цифровизации как сегодня гражданину проще и эффективнее всего сообщить о проблеме на дороге – яме, неработающем светофоре, или о конкретном нарушителе – например, о пьяном водителе? Какие каналы связи работают быстрее всего?

– На сегодняшний день самым эффективным, быстрым и гарантированным каналом является единая дежурно-диспетчерская служба по номеру «112». Звонок на этот номер регистрируется в единой системе, информация мгновенно передается во все экстренные и заинтересованные службы, включая ГИБДД, дорожные, коммунальные, в зависимости от сути обращения.

Финальное напутствие

– Игорь Николаевич, что бы Вы как начальник отдела ГИБДД и как опытный участник дорожного движения, хотели пожелать или посоветовать всем водителям и пешеходам Верхней Пышмы и Среднеуральска?

– (Улыбается). От лица всей службы ГИБДД хочу обратиться ко всем водителям и пешеходам, напомнить им одну простую, но фундаментальную вещь: безопасность на дорогах – это наше общее дело. И оно начинается с каждого из нас. 

Водителям хочу пожелать терпения и выдержки, чтобы путь был спокойным и безопасным для всех участников движения. Будьте предсказуемы на дороге, чтобы окружающие могли заранее видеть ваши намерения и реагировать спокойно. Неукоснительно соблюдайте скоростной режим – скорость не условность, а главный фактор безопасности. Особенно внимательными нужно быть у пешеходных переходов.

Никогда не садитесь за руль в утомленном состоянии, а тем более в состоянии опьянения. Относитесь к ремням безопасности и детским креслам не как к формальности, а как к единственному надежному средству спасения, которое защищает и вас, и ваших близких.

Пешеходам хочу пожелать быть внимательными и не забывать простую истину: смотреть и быть видимыми, переходить дорогу только в установленных местах и отвлекаться от телефона, чтобы не упустить момент, когда автомобили требуют вашего внимания. Подавайте сигналы водителям заранее и понятно. Не забывайте о правилах для пешеходов на дворовых территориях: в населённых кварталах тоже двигаются автомобили, и здесь особенно важно сохранять внимание, особенно если рядом дети.

Дорога не прощает ошибок, поэтому давайте относиться друг к другу с уважением и пониманием. Водитель – это тоже пешеход, а пешеход – потенциальный водитель. Мы все в одной лодке, и наша общая цель – благополучно добраться до места. Берегите себя и своих близких. Безопасных вам дорог!

– Спасибо Вам за интересную, содержательную и компетентную беседу.

Беседовала Татьяна ПОПОВА

Фото предоставлены ОГИБДД МО МВД «Верхнепышминский»

«Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Интервью"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK