Как и обещали, «ВЕДОМОСТИ Урал» продолжают разговор с руководством Уральской транспортной прокуратуры, начатый в одном из предыдущих номеров с подробного интервью главы этого ведомства Павла КУКУШКИНА. На этот раз гостем редакции стал его заместитель - Александр СПИРИН, ответивший на наши вопросы о выполнении Национального плана противодействия коррупции.
- Александр Владимирович, с чего начался 2010 год для Уральской транспортной прокуратуры в части антикоррупционных показателей?
- Статистика показателей работы органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции формируется помесячно, в связи с чем к настоящему времени имеются данные только по итогам января 2010 года. Так, в январе Уральской транспортной прокуратурой выявлено 21 нарушение законов коррупционной направленности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 9 уголовных дел (из которых 6 - органами внутренних дел на транспорте, и 3 - Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ); внесено 5 представлений об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении допустивших их должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Показатели по сравнению с январём 2009 года существенно возросли, однако по показателям работы за один месяц делать выводы о тенденциях в антикоррупционной статистике рано.
- Тогда давайте обсудим итоги прошлого года...
- В 2009 году Уральской транспортной прокуратурой выявлено 572 нарушения законов в данной сфере (в 2008 году - 323 нарушения). Принесено 58 протестов на незаконные правовые акты, тогда как в аналогичный период предыдущего года - 29. Внесено 74 представления (в 2008 году - 51), по итогам рассмотрения которых 84 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности (ранее - 50). По постановлениям прокуроров 5 лиц привлечены к административной ответственности. В суды предъявлено 19 исков (в 2008 году - 10). По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел (против 28-ми дел годом ранее).
В целом в сфере противодействия коррупции наблюдается рост количественных показателей работы прокуратуры в 1,5 раза.
- За последнее время направлен в суд ряд уголовных дел в отношении сотрудников СУВДТ, таможни. Какова Ваша оценка коррумпированности данных структур? Как организована работа Уральской транспортной прокуратуры по реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ?
- Действительно, в истекшем году зарегистрировано более 80 преступлений коррупционной направленности, совершенных должностными лицами таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте. Вынесен ряд обвинительных приговоров, в том числе с назначением наказаний, связанных с реальным лишением свободы. В то же время, делать вывод о поголовной коррумпированности работников данных ведомств оснований нет - большинство их работников честно и добросовестно исполняют свой служебный долг.
Имеющие место факты проявлений коррупции в СУВДТ и в органах Уральского таможенного управления представляют высокую общественную опасность. Сложности в их выявлении связаны, прежде всего, с повышенной латентностью коррупционных преступлений (неочевидность наступающих общественно опасных последствий, зачастую - отсутствие потерпевшего), а также с тем, что выявление коррупциогенных преступлений нередко требует от проверяющего глубокого знания специфики правоприменительной деятельности должностных лиц - коррупционеров. Кроме того, прокурор не уполномочен на проведение оперативно-розыскной мероприятий, являющихся основным инструментом выявления и раскрытия коррупционных преступлений.
Поэтому деятельность, направленная на выявление коррупционных преступлений, осуществляется нами в тесном взаимодействии со службами собственной безопасности, кадровыми службами правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в первую очередь - в рамках постоянно действующей межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции. Большое значение в данном вопросе имеет также активная позиция общественности и каждого гражданина в отдельности, их содействие является важным инструментом в изобличении коррупционеров.
- Как изменилась Ваша работа после утверждения Национального плана противодействия коррупции?
- Уральской транспортной прокуратурой проводится комплекс мероприятий по противодействию коррупции, предупреждению коррупционных правонарушений, выявлению и устранению их причин и условий.
В феврале 2008 года в аппарате прокуратуры создано подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, состоящее из старшего помощника и помощника прокурора; принят ряд организационных мер, в том числе совместно с правоохранительными органами Уральского транспортного региона.
30 сентября 2008 года Уральским транспортным прокурором утвержден Комплексный план мероприятий по противодействию коррупции на 2008-2010 годы, предусматривающий как разовые, так и регулярные мероприятия, направленные на борьбу с этими проявлениями.
Каждое полугодие руководителями всех правоохранительных органов региона принимается Программа работы по противодействию коррупции, где предусмотрены мероприятия для каждого субъекта правоохраны. Практика показала, что принятие такого межведомственного документа, формируемого на основе предложений всех органов правоохраны региона, является эффективным инструментом профилактики и борьбы с коррупцией. Кроме этого, Уральским транспортным прокурором проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов, на которых принимаются конкретные решения по активизации работы по противодействию коррупции.
Постоянно проводятся антикоррупционные проверки в государственных органах, а также проверки исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел, подразделениях собственной безопасности таможен и пр. Ежеквартально проводятся проверки исполнения законодательства об оперативно-розыскной деятельности в Службе собственной безопасности Уральского таможенного управления, в отделах собственной безопасности данного таможенного управления, а также Пермской и Оренбургской таможен Приволжского таможенного управления.
В аппарате прокуратуры и во всех транспортных прокуратурах (на правах районных) образованы межведомственные рабочие группы по противодействию коррупции, заседания которых проводятся не реже чем раз в квартал, при необходимости - с соблюдением режима секретности. Заседания группы проводятся, как правило, перед антикоррупционными проверками с целью получения оперативной информации и использования ее для выявления правонарушений.
- Несколько лет назад на федеральном уровне были приняты меры по очищению таможенных органов от коррумпированных руководителей. Какие факты коррупции были вскрыты Уральской транспортной прокуратурой в таможенных органах?
- Уральской транспортной прокуратурой и транспортными прокурорами (на правах районных) на постоянной основе проводятся проверки исполнения должностными лицами таможенных органов исполнения законодательства о противодействии коррупции.
Выявляется широкий спектр нарушений антикоррупционного законодательства.
В целях профилактики коррупции прокуратурой проверяется соблюдение должностными лицами таможен установленных законами запретов и ограничений, полнота и своевременность предоставления сведений о своей жизнедеятельности.
Наиболее частыми продолжают оставаться факты ненадлежащего исполнения установленной законом обязанности предоставлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Например, в декларациях о доходах не указываются сведения об имеющемся у работников таможни имуществе, а также о полученных ими не по основному месту работы доходах. Нарушаются сроки предоставления деклараций в налоговые органы.
Имеют место случаи несоблюдения запрета участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, а также осуществлять предпринимательскую деятельность.
Кадровыми службами таможен допускаются факты поверхностного проведения проверок достоверности представляемых гражданами при поступлении на государственную службу персональных данных и иных сведений, ненадлежащего формирования личных дел государственных служащих, ненадлежащей работы по проверке сведений, представляемых должностными лицами таможен.
Нарушаются требования Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при проведении торгов и заключении государственных контрактов.
По выявляемым фактам принимаются меры реагирования (вносятся представления, виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности). Данная деятельность прокуратуры направлена на профилактику коррупции, т.е. недопущение коррупционных проявлений в будущем, что является одной из форм противодействия коррупции.
Другой формой противодействия коррупции является борьба с коррупцией - пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Основным инструментом правоохранительных органов в этом является привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.
- Расскажите об этом подробнее.
- В истекшем году возбуждены уголовные дела коррупционной направленности в отношении 26 бывших и действующих должностных лиц таможенных органов Уральского транспортного региона. Наиболее распространенные преступления - злоупотребления должностными полномочиями, служебный подлог, получение взятки, присвоение вверенного имущества с использованием служебного положения.
Например, Троицким районным судом Челябинской области 16.02.2009 за совершение 8 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении осужден старший государственный таможенный инспектор Челябинской таможни М. Установлено, что М. неоднократно, по просьбе своего знакомого за материальное вознаграждение, без наличия автомобилей, выписывал на автомашины «Toyota Land Cruiser» удостоверения временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.
На два года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права занимать должности, связанные с исполнением функций представителя власти, осужден бывший дознаватель по особо важным делам отдела дознания Челябинской таможни З., который признан виновным в покушении на получение взятки
Судом признан виновным и осужден к 2 годам 6 мес. лишения свободы условно, с испытательным сроком 2 года, за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 292, ч. 1 ст. 286 УК РФ, с лишением права занимать должности в таможенных органах и органах внутренних дел сроком на 1 год старший государственный таможенный инспектор Саргачинского таможенного поста Оренбургской таможни Я., который оформил фиктивные таможенные декларации, освободив участников внешнеэкономической деятельности от уплаты таможенных сборов.
Ряд интересных уголовных дел в отношении высокопоставленных должностных лиц таможенных органов находятся в производстве органов предварительного расследования Уральского транспортного региона, но говорить о них преждевременно.
Активная работа по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц таможни, совершивших коррупционные преступления, велась и в 2008 году. Так, наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 6 мес. в колонии общего режима с лишением специального звания подполковника таможенной службы и права занимать должности бухгалтеров в правоохранительных органах осуждена главный бухгалтер Уральской оперативной таможни. Ей похищено около 2,5 млн. руб. бюджетных средств, выделенных таможенным органам.
В декабре 2008 года Свердловским областным судом рассмотрено уголовное дело по обвинению начальника отдела тылового обеспечения Кольцовской таможни капитана таможенной службы, вымогавшего денежные средства в крупном размере с работников коммерческой организации за обеспечение победы в торгах по установке рентгенодиагностического аппарата в международном секторе аэропорта «Кольцово». Приговором суда ему назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы и штрафа в сумме 100 тыс. руб.
Опубликовано в №121, 2010 год