Первая – самозанятым таксистам отменят кабальные, ежедневные медосмотры. Вторая – депутаты Госдумы способны признавать ошибки и исправлять их.
Но обо всём по порядку.
Закон приняли. Практика выявила его неисполнимость
Начиная с 2023 года, о метаниях и исканиях парламентариев вокруг регулирования труда «свободных таксистов» «ВЕДОМОСТЯМ Урал» приходилось не раз информировать читателя.
Пресловутый «пятьсот восьмидесятый» Закон, принятый Госдумой два года назад, вызвал у частных перевозчиков бурную реакцию неприятия. Требования были слишком жестки. И необходимость осмотров у врача перед каждым выходом на трассу, и единый цвет авто, и шашечки по определённой и никакой иной форме. Свердловские водители тогда «бурлили» вместе с коллегами со всех уголков России. Наше издание подробно отразило их настроения в августовской, 2023 года, статье «И снова первое сентября… почему перевозчики боятся этой даты».
Что хуже всего, дело пошло дальше пересудов в профессиональной среде. Исполнению жёстких норм свободолюбивые водители стали всё чаще предпочитать серую зону или даже уход из профессии. Стабилизации цен дефицит таксистов, понятное дело, тоже не способствовал.
Казалось бы, куда уже дальше закручивать гайки. Но нет, законодательный процесс набрал скорость, и уже в текущем году был принят закон о локализации автомобилей, используемых в такси. Норма допускала к извозу только отечественные марки и, лишь частично, китайские, по критерию сборки последних на наших производственных площадках.
Победа здравого смысла. Готовится корректирующий законопроект
Уроком над ошибками можно образно назвать новый правовой документ, разрабатываемый сегодня думской фракцией «Единой России». Его цель – исправить поспешность принятия двух документов. На этот раз подготовка корректив потребовала более вдумчивой координации разработчиков с профильными ведомствами – Минтрансом, МВД, Минздравом.
Остановимся на наиболее значимых концептуальных положениях проекта, которые, скорее всего, отразятся в новом праве.
Первое.
Разделить в правовом поле два юридических понятия: штатный работник таксопарка и самозанятый таксист, с упрощением законодательных требований к последнему.
Второе.
Отменить обязательность ежедневных медосмотров перед рейсами для частных перевозчиков, работающих вне штата таксопарков. В качестве альтернативы предложены варианты дистанционного подтверждения трезвости и общего здоровья – либо по реакции зрачка на раздражитель, либо по качеству прочтения тестируемым фразы (тут, ваша корреспондент, признаюсь, сама с интересом узнала о наличии такового софта).
Самозанятые таксисты, взаимодействующие с сервисами-агрегаторами, обязаны состоять в специальном реестре. Процедура попадания в реестр максимально упрощается до разовой отсылки в службу заказов такси сведений о себе и личном автомобиле, после чего сама компания-агрегатор отправит эту информацию в уполномоченный орган. При совпадении персональных данных с требованиями к стажу, здоровью, несудимости и наличию страховок, заявитель заносится в реестр.
Что думают о новациях организаторы служб такси?
Представители компании «Максим» продемонстрировали нашим коллегам из «Известий» осведомлённость о готовящихся изменениях.
Профессионалы признали неисполнимость нормы закона в части ежедневных медосмотров и подчеркнули, что законодательные правила для таксистов, находящихся в статусе самозанятых, вообще предстоит установить с нуля, потому как сегодня таковые отсутствуют. Выделение частника за рулём в отдельную правовую категорию в «Максиме» горячо приветствуют. За рубежом индивидуальная подработка в такси и постоянный труд в штате автотранспортного предприятия давно отделены друг от друга, и это – правильный опыт.
А вот в Объединении самозанятых России хотя и горячо поддерживают идею законопроекта единороссов, но отмечают, что к обсуждению пункта о телемедицине, как об альтернативе медосмотру, есть смысл подойти очень серьёзно. Важно, чтобы в этот раз норма была легко реализуемой и не требовала слишком больших финансов от каждого субъекта федерации на организацию кабинетов дистанционного контроля.


31