$
76.97
89.90

Сообщить информацию

Закон о самокатах 2025: что готовит Госдума для россиян

14.11.2025

Покажется занимательным, но электросамокаты и нормативная база под них — сегодня едва ли не главная тема для большинства думских фракций. Каждая участвует в обсуждении соответствующего законопроекта, готовящегося к внесению уже этой осенью. Более того. Прошёл анонс, что в текущем ноябре в Совете Федерации соберётся круглый стол по проблеме регулирования СИМ, Средств Индивидуальной Мобильности.

Головная боль парламентариев происходит от тревожной статистики по травмам россиян прямо на тротуарах, где пешие и «СИМовцы» смешаны без барьеров.

Присмотримся к вопросу и мы.

На чём настаивают депутаты

В думе, повторимся, нет фракции, не отметившейся по теме.

Единороссы

предлагают организацию в субъектах РФ особых зон, где кататься на самокатах либо будет однозначно можно, либо однозначно нельзя, без полутонов.

ЛДПР

считает обязательным введение для самокатчиков полисов ОСАГО по полной аналогии с автомобилистами.

Справороссы

предлагают, не церемонясь, наложить вето на всю систему кикшеринга (сервисов проката СИМ) в принципе.

В этом разноголосом спектре позиций находятся депутаты, считающие, что проблема вообще не заслуживают отдельного закона. При этом, они аргументируют данными о якобы снижающемся в последнее время количестве травм, полученных при столкновениях с самокатчиками.

Однако, есть пункты общего консенсуса, формулируемые фракцией «Новые люди» которые, с большой вероятностью, мы и увидим в итоговом документе.

По ним, застройщикам вменят в обязанность предусматривать велодорожки, универсальные для любых видов СИМ, ещё на стадии подготовки проектно-сметной документации. Нет дорожек — нет защиты проекта.

Мера выглядит потенциально действенной. Ведь сегодня нельзя же, скажем, запланировать густонаселённый ЖК, не предусмотрев в нём «социалку» - детский садик, подъездные дороги и прочее. То же произойдёт с велодорожками

При этом, «Новые люди» подчёркивают - к уже введённым в эксплуатацию жилым комплексам придираться «задним числом» не станут. Правовая норма заработает лишь для будущих девелоперских проектов.

Доставщики еды активно используют СИМ, чтобы быть оперативными. Курьеры с котомками за спинами на мопедах и самокатах - уже примета времени.

Как считает активист фракции «Новые люди», депутат Сардана Авксентьева, выделенные полосы, прокладываемые в сдаваемых жилых комплексах, примирят граждан с многочисленными доставщиками. Не будет столкновений, травм, родители перестанут опасаться за гуляющих во дворах детей.

А екатеринбургские самокаты уже готовятся зимовать

Самокат - удовольствие сезонное. И пока депутаты федерального уровня горячатся в спорах, свердловские сервисы один за другим, по ежегодной традиции, ставят свои СИМы на долгий зимний прикол.

По уральским сугробам, да и в ноябрьскую распутицу, на них особо не погоняешь.

Недавно компания Whooch, первой из трёх екатеринбургских площадок аренды, объявила о паузе до весны. За ней зимовать прокатный инвентарь отправят екатеринбурские сети «Яндекс Go» и «МТС Urent»

О том, сколь сильно общество поделено на любителей самокатов и раздражённых ими людей, хорошо говорит опрос, проведённый одним из свердловских изданий.

Узнав о конце сезона, «вздохнули с облегчением» (именно так формулировался выбранный ответ) 80 процентов екатеринбуржцев и лишь 6 – «загрустили», по всему, сами самокатчики. Равнодушие к теме продемонстрировали 14 процентов оставшихся респондентов.

Эта нехитрая социология делает понятным, какой части социума намерены послужить народные избранники. Хотя, если вражда между пешими и катящимися исчезнет, выиграют все.

Нестандартные предложения, которые могут войти в законопроект

Представитель «либеральных демократов», господин Слуцкий озвучил нашим коллегам из «Известий» весьма радикальные идеи, которые его фракция намерена отстаивать.

Ваша корреспондент окрестила бы их «идеями трёх запретов».

• По телефону во время управления СИМ разговаривать нельзя.

• Покидать место любого столкновения с пешеходом нельзя.

• Продолжать езду, при пересечении тротуара нельзя, - обязательно спешивание.

Рационально? Да, не поспоришь. Было бы выполнимо и контролируемо.

Бессменный фронтмен «Справедливой России», господин Миронов, ограничивается в своих предложениях лишь одним вето. Зато масштабным. Раз до сих пор нет отдельной инфраструктуры для электросамокатов, запретить их как класс. Ведь тогда любая проблема исчезнет вовсе.

На сегодня в уральской столице на балансе трёх кикшеринговых компаний находится около 16 тысяч электросамокатов.

Город в числе других субъектов РФ удерживает лидерские позиции по использованию этого вида мобильности.

Годом ранее сообщалось о накатанных екатеринбуржцами 12 миллионах (!) километров – цифре, которую удалось подсчитать благодаря фиксации случаев проката и конечных точек маршрутов.

И это ещё без учёта большого числа СИМ на руках у частных владельцев.

Есть инициативы, которые, по утверждению парламентариев, уже рассматриваются в правительстве. Это предложение ЛДПР по внедрению в ряды «СИМовцев» обязательного ОСАГО, требование государственной регистрации индивидуальных средств передвижения, и установление штрафов за «пьяное катание» в 30 тысяч рублей.

Что ж, учитывая, что с внесением законопроекта спешат, возможно, свердловским любителям самокатов в аккурат к очередному весеннему сезону придётся подучивать новые правила: как ездить, а главное – как «не ездить». Мы же расскажем о нормах, уже проголосованных.
Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK