Понятно, что чисто технически, с арестами счетов и имущества, исполнять взыскание по-прежнему будут судебные приставы. Только руководством к действию для приставов теперь, как предлагается, станет не решение суда, а, так называемая, исполнительная надпись нотариуса.
Такова суть только что внесённого в Госдуму законопроекта, подготовленного рядом депутатов.
Группу инициаторов возглавил руководитель комитета по строительству и ЖКХ, господин Попов.
В мотивировочной части документа – необходимость разгрузить суды от огромного вала однотипных дел и плачевное состояние жилищно-коммунальной отрасли, когда прямые поставщики света, воды и тепла дают гражданам в разы больше, нежели получают от них в ответ за поставленные ресурсы по тарифам.
Причём, даже если учесть, что какая-то часть долгов всё же «рассасывается» через добровольное погашение, а новые неоплаченные платёжки копятся, то даже два этих встречных процесса не позволяют общей сумме задолженности хотя бы стоять на месте. Она растёт.
Сравните, к примеру, два показателя общей суммы коммунальных долгов, накопленных жителями Свердловской области за 2022 год и за год минувший. Это 19, 8 миллиардов рублей и 20,1 миллиардов соответственно.
Цифра неоплаченного коммунальщикам в масштабах всей страны и вовсе впечатляет – около 900 миллиардов рублей к апрелю минувшего года. И показатель тоже – тает медленнее, чем прирастает.
Суды завалены похожими друг на друга исками.
К примеру, по информации председателя Свердловского областного суда Владимира Дмитриева, районными инстанциями его ведомства было взыскано за минувший год свыше 7 миллиардов рублей по долгам свердловчан за услуги ЖКХ. В абсолютных цифрах – это почти 496 тысяч рутинных гражданских дел, на которые пришлось расходовать рабочее время коллегам Дмитриева.
Теперь о том, что конкретно ожидает нелюбителей платить за свет и воду, если законопроект проголосуют.
Как вы уже поняли, процедура взыскания будет внесудебной и относительно скорой, если сравнивать с длящимися месяцами «исками-возражениями- апелляциями».
В цепочке задействованными окажутся лишь сам должник, нотариус и пристав. Ну и конечно компании ЖКХ – главные бенефициары ускорения.
Важный момент. Взыскать долг нотариус сможет лишь с собственника квартиры или пользователя по социальному найму.
Сначала нотариус пришлёт Вам уведомление с суммой долга и сроком для добровольного погашения. По законопроекту, пункты которого, к слову, ещё могут меняться в ходе обсуждения, вернуть долги самостоятельно вы можете в течение следующих после вручения 14 дней.
До этого срока у вас будет возможность добровольно заплатить за ЖКУ и предъявить нотариусу квитанции об оплате.
В законопроекте прописана даже ваша возможность подать письменные возражения нотариусу, предположим, по сумме взыскиваемого. Другой вопрос – отодвинет или отменит не теоретически, а фактически ваше несогласие само принудительное взыскание, на принятие решения о котором у нотариуса по закону не более двух недель? Ведь поправки для того и затевались, чтобы начать как можно быстрее, без былых волокит, закрывать финансовые дыры в сегодняшнем ЖКХ.
И именно в этом месте вашему корреспонденту видятся завтрашние дискуссии на депутатских чтениях документа.
Ведь, во-первых, не все неплательщики бессовестные «злостники», у людей бывают разные ситуации. Во-вторых, разве история не показала, что в расчётах коммунальщиков тоже случаются ошибки?
Впрочем, подозреваю, лоббисты интересов ЖКХ возьмут верх, и инициатива ускоренного принудительного взыскания может выдержать все три чтения.
Итак, если вы, будучи должником, не используете фору в 14 дней и не погасите долг, нотариус делает так называемую, исполнительную надпись. Повторимся, она играет такую же роль для пристава, как и решение суда – то есть резолютивную: «приступить к взысканию».
Пристав заводит дело об исполнительном производстве, блокирует банковские счета, останавливает любые ваши сделки с имуществом.
Однако (если это может служить утешением), на «отыгрывание процесса назад», то есть уже постфактум, у несогласного должника будут три месяца на возможное обращение в суд и попытку вернуть свои деньги, отвлекая от дел тех же судей, которых пытались разгрузить принятием поправок.
И ещё некоторый уточняющий нюанс внесённого в парламент документа. По исполнительным надписям нотариусы будут взыскивать лишь основную часть долга. Штрафы и пени – не в счёт.
Довольно радикальная инициатива о переложении забот с судей на нотариусов предполагает внесение изменений в действующее законодательство о нотариате и в некоторые другие законы.
Одобрят ли инициативу парламентарии? И если да, в каком виде примут окончательный документ? С каким числом поправок? Каких конкретно?
Дискуссионный характер законопроекта не позволяет ответить ни на один из этих вопросов наверняка. Тем интересней будет освещать.