Начиная с 2020-го, года пандемии, власть деятельно жалела бизнес, особенно его потребительский сегмент. Когда у ресторанов, кафе резко начала падать выручка, предпринимателей надо было поддержать. Хотя бы тем, чтобы лишний раз не нервировать инспекторским контролем. Ни частым контролем, ни нечастым, никаким вообще.
Баловни щадящего режима
Так был введён мораторий на проверки бизнеса. Он постоянно продлевался и действует поныне, поскольку последняя пролонгация простёрлась до конца 2025 года.
Согласно мораторию, представители Роспотребнадзора, могут наведываться в гости к предпринимателям лишь с очень серьёзными на то основаниями, запросив для законности визита «отмашки» прокурора, который тщательно проверяет резонность мероприятия перед выдачей согласования. Сама компания - объект проверки тоже должна быть извещена о гостях загодя.
И хорошо, если бы столь демократичный подход, действительно, помог многочисленным кафе и ресторанам, стать лучше в обслуживании нашего брата-потребителя. Но случилось обратное.
Как раз в тот день, когда «ВЕДОМОСТИ Урал» размещали информацию о последствиях массового отравления учащихся 178-й екатеринбургской школы, редакция узнала о намерениях правительства переформатировать мораторий на проверки кормящего нас бизнеса во что-то более соответствующее моменту и растущей статистике жалоб на еду, съеденную вне дома или вне дома приготовленную.
Нужен новый формат контроля. Какой предлагается?
Изучив информацию о готовящихся изменениях, в том числе сообщённую нашими коллегами из «Известий», можем утверждать – в правительстве и Госдуме обсуждается попытка не просто развязать связанные мораторием руки Роспотребнадзора, но даже несколько усилить, инспекторский карт-бланш надзорного ведомства.
Теперь предлагается всё делать с точностью «до наоборот». Даже одна единственная жалоба клиента, сообщение в СМИ или сигнал из системы «Честный знак» будут достаточным поводом для немедленного выездного реагирования в течение 24 часов сотрудников Роспотребнадзора.
Подчёркивается, что визит должен быть обязательно внезапным для проверяемых. А прокуратуру станут извещать о мероприятии не накануне, а минута в минуту по приезду на объект, читай: с сохранением той же неожиданности.
Новая практика потребуют внесения изменений в 66-ю статью закона «О государственном контроле», а потому инициатива будет разработана до законопроекта.
Почему понадобился «мораторий на мораторий»?
Ответ на этот вопрос дают бесстрастные цифры.
Если сравнивать прошедший отчётный год с аналогичным предыдущим периодом, видим, что число жалоб от недовольных граждан в Союз потребителей РФ увеличилось в соотношении «один к полутора». А всплеск судебных потребительских исков по некоторым категориям дел дал рост в 250 процентов!
Председатель Союза потребителей РФ, господин Койтов, говорит, что, хотя проверки Роспотребнадзора стали редки, зато за один визит инспектор выявляет в пять раз большее количество нарушений, нежели это было до пандемии, то есть, до моратория.
Владеющие фактами ВЕДОМОСТИ Урал» охотно верят цифрам.
Примеры впечатляют…
Только накануне в Екатеринбурге Кировский райсуд вынес приговор бывшей заведующей производством ООО «Общественное питание», по вине которой отравление стало таким же «общественным», как и само питание. Больше 80 студентов и сотрудников учебно-научного центра УрФУ, слегли с признаками острой инфекции, после того, как предпринимательница явилась больной на работу, нарушив первейшую заповедь общепита «не зарази».
Ещё более впечатляющей по масштабу стали нашумевшая на всю страну менее года назад история с массовым отравлением россиян сразу из одиннадцати регионов фасолью для салата, приготовленной в цехах разветвлённой структуры «Кухня на районе».
Вспоминаются и потрясающие результаты внеплановой проверки розничной сети «Светофор», после которой инспекторы выдали руководителям компании более тысячи предписаний об устранении нарушений, для чего понадобились около двух сотен протоколов.
Пришли к необходимости регуляторных перемен
Идею отмены моратория поддерживают многие профильные организации общественников, не понаслышке знакомые с текущим моментом – Роскачество, Союз потребителей РФ.
Господин Павлов, возглавляющий «Общественную потребительскую инициативу» убеждён: возвращение «здорового контроля» повысит качество продукции кафе, ресторанов, розницы, а, значит, поможет ещё доверяющим общепиту гражданам сохранить здоровье.
Те же настроения сегодня в думских фракциях, в правительстве, надзорных структурах.
Что ж, последим как новое понимание старых вещей будет обретать силу закона.