Размер годового кошелька учёбы и социальная доступность диплома о «высшем»
Эти два понятия, убеждены авторы инициативы, всё дальше уходят в противофазы.
Убедительны цифры ИЦ «Аналитика. Бизнес. Право», говорящие о том, что с 2019 года темпы роста цен на образование и темпы инфляции перестали коррелировать друг с другом. Образовательные тарифы беззастенчиво обогнали даже инфляционные процессы. К примеру, средний годовой кошелёк очного бакалавриата взметнулся за пять лет со 137 тысяч рублей до 190 тысяч. Рост - 38 процентов!
А размер инфляции?
«ВЕДОМОСТИ Урал» проверили цифры на инфляционном калькуляторе. Мы воспользовались программой t-calc.ru, позволяющей точно рассчитать уровень так называемой накопленной за несколько лет инфляции. Машина выдала цифру - 30,35 пунктов. Таковым оказался процент обесценивания денег, произошедший с рублём с января 2021 года по январь 2024-го.
38% — рост стоимости обучения за 5 лет
30,35% — уровень инфляции за тот же период
Программа исчерпывающе пояснила, что это значит: на 76 717 рублей в начале 2021 года можно было купить столько же, сколько на 100 001 рубль в начале 2024-го. Вышло, что, и впрямь, учёба дорожает быстрее дорожающей жизни.
УрФУ знает себе цену?
Бесстрастная статистика отзеркалит всё. Дислоцированный в Екатеринбурге, на Мира, 19, УрФУ вошёл в тройку федеральных университетов с наиболее резко выросшими кошельками за годовой курс обучения.
За четыре года стоимость наиболее популярных программ в уральской альма-матер взметнулась на без малого 40 процентов, со 142 тысяч до 202 тысяч рублей.
Ещё большими, чем в УрФУ, темпами вздорожания знаний за этот период отметились лишь Дальневосточный и Казанский университеты, с их 44% и 53 %, соответственно.
Дети малообеспеченных отсечены от дипломов?
Увы, основание для такой постановки вопроса есть. Мы сейчас не рассматриваем бесплатные бюджетные места, на которые, скажем, одновременно не попали ни юноша или девушка из относительно обеспеченной семьи, ни таковой или таковая из бедной.
Допустим, отпрыски одинаково способны, одинаково неплохо учились и имеют схожие уровни оценок в аттестатах. Кто из них имеет шансы получить альтернативное бюджету платное образование по выбранной специальности? Тот, чья семья потратит четверть своего годового дохода, заплатив за год учёбы чада, или та, что вынуждена будет выложить сумму, эквивалентную семи, а то и девяти её месячным доходам?
Вопрос риторический. Отсюда – отсечка от вузов одних детей и, пусть затратная, но всё же возможность получить образование для других.
Вы спросите, а как же льготные кредиты на образование с поддержкой от государства? Увы, по статистике получить их, согласно скромным банковским квотам, могут лишь семь процентов от общего числа желающих. Ущемлена социальная справедливость? Безусловно.
Ограничены ли вузы законом
Да, есть сдерживающая ценовые аппетиты вузов «пятьдесят третья» статья закона «Об образовании». Однако, она не позволяет задирать цену выше инфляции лишь для уже поступивших студентов. То есть начиная со второго года обучения.
А вот для абитуриентов формула методики ценообразования от Минобрнауки не ограничивает потолок коэффициента к нормативу затрат. Это если объяснять суть разгула цен накоротке, не вдаваясь в подробные математические расклады. Именно ценовой волюнтаризм такого рода намерены поправить авторы идеи ужесточения контроля.
Что конкретно предлагают депутаты?
К чести депутатов-инициаторов, мероприятия расписаны чётко, по пунктам.
- Установить верхний предел коэффициента, умножаемого на норматив затрат при расчёте стоимости годового курса в вузах.
- Создать общедоступный реестр цен, где будут отражены не только все существующие программы по образованию, но и регионы, сами вузы и календарные периоды действия расценок. Цель реестра – прозрачность, стимулирование конкуренции.
- Определить не менее чем на три года лимит для роста стоимости на обучение для абитуриентов. Предлагаемая формула – инфляция плюс два процентных пункта, не больше.
- Доработать программу адресных льготных кредитов на образование, распространив их на семьи, чьи доходы не превышают двух МРОТ. Мера эта, по мнению депутатов, отроет доступ к студенческой скамье дополнительно ещё нескольким десяткам тысяч молодых россиян ежегодно.
- На уровне регионов учредить территориальные гранты с условным целевым названием «Первый вуз в семье». Выделяемые из бюджетов средства на эти гранты должны направляться на солидарную оплату половины стоимости обучения детей в семьях с невысокими материальными возможностями.
Тема неоднозначная, дискуссионная
Как удалось выяснить нашим коллегам из «Известий», не все эксперты в сфере образования восприняли на «ура» депутатскую инициативу ограничения цен.
Что ж, общественная дискуссия, похоже началась. По какому краю регулирования пройтись властям, чтобы и университеты были целы, и студенческие семьи сыты? Вопрос важный. Последим, как будут его решать в Думе.


31
Комментарии