$
100.03
105.73

Сообщить информацию

«Въезжай, если найдёшь работодателя»: трудовых мигрантов хотят впускать в страну через организованные наборы на предприятиях

21.10.2024

В Госдуму внесён очередной законопроект, касающийся взаимоотношений с иностранными гражданами. На этот раз - речь о почти реформаторских изменениях в сфере правил трудовой миграции.

В случае если документ будет принят, можно будет говорить о фактическом завершении эры свободного въезда потенциальных рабочих рук из зарубежья и такого же свободного поиска иностранцами работы после пересечения границы.

Въезжать по предлагаемой реформе трудовые мигранты смогут, только уладив главный вопрос, – в каком российском городе, на каком конкретном предприятии и в качестве кого каждый из них будет работать.

Так называемый «организованный набор» руководитель Минтруда, господин Котяков назыает приемлемой цивилизованной моделью въезда иностранцев, которая должна прийти на смену сегодняшней системе патентов, по словам министра себя изжившей и требующей реформирования.

Долгое время практикующийся затяжной поиск работы, невнятные условия труда, частая и безответственная смена мигрантами работодателей – всё это Антон Котяков определил, как неправильную для экономики страны практику.

Внимательно изучив тему, «ВЕДОМОСТИ Урал» увидели три основных мотива, которыми, на наш взгляд, диктуется правительственная инициатива. И это отнюдь не борьба за снижение «криминальной» статистики, в цифрах которой при внимательном рассмотрении нет заметного следа приезжих рабочих.

Первое, на наш взгляд, - это всё-таки налоговое «обеление» труда, усиливающееся в последних трендах не только для российских граждан, но и для работающих «в серую» гостей страны.

Второй мотив – некоторое смещение ответственности и финансовых издержек за бытовое устройство, обучение и здоровье работающих иностранцев с государства на прямых интересантов – промышленников, руководителей сфер строительства, услуг, общепита.

Третий, и лишь на первый взгляд противоречащий второму мотив - выработка правил, которые в большей чем сегодня степени страхуют работодателей от необязательности и демаршей уже трудоустроенных иностранных товарищей. Дело в том, что сегодня даже понёсшие немалые затраты на обучение руководители компаний, могут на следующий же день получить от «кадра» заявление об увольнении на стол.

Однако, сколь ощутимыми бы ни были траты бизнеса на «подъемные» и бытовое устройство мигрантов, плодить в штате нелегалов порой, как показывает практика, ещё дороже.

Так, «ВЕДОМОСТИ Урал» вспоминают результаты недавней проверки свердловских компаний сотрудниками Сысертской межрайонной прокуратуры.

Немалые суммы штрафов в бюджет тогда пришлось отдать двум частным структурам, нелегально пользовавшихся услугами десятков иностранных рабочих – как неофициально въехавших в нашу страну, так и неофициально в ней пребывающих.

Не знаем, как много сэкономили компании на неуплаченных налогах с доходов и взносах в социальные фонды, а вот отдать в бюджет в виде штрафов пришлось основательно.

Только одному свердловскому ООО «Эвертон» был выписан штраф на 5, 3 миллиона рублей.

Итак, по законопроекту, организованный набор видится неким ответственным запросом серьёзного бизнеса на квалифицированные кадры в той или иной отрасли.

Предполагается, что тяготы обучения конкретной специальности и медицинские гарантии того, что въезжающий здоров и обследован, лягут на страну, откуда мигрант пребывает в РФ.

То есть предстоит работа и налаживание связей с правительствами других государств. Над выработкой алгоритмов такого взаимодействия и определению чётких правил оргнабора трудовых мигрантов совместно работают сегодня два российских ведомства - Министерство внутренних дел и Министерство труда.

Далее. Законопроект предлагает создание механизма, при котором иностранный наёмный специалист будет возмещать работодателю понесённые на него издержки, в случае досрочного срыва принятых обязательств по трудовому договору.

Инициаторы документа убеждены, что такой подход повысит ответственность кадров при найме и подписании иностранцами контрактов.

Добавим, идея кардинального реформирования правил въезда трудовых мигрантов свежая, сейчас она широко обсуждается и, наверняка, будет дорабатываться, прежде чем примет окончательную прописку в отечественном законодательстве.

В завершение развеем устойчивый миф о том, что иностранные специалисты якобы стоят российским компаниям ощутимо дешевле нежели персонал с родным гражданством.

Так, по девятимесячной давности исследованию Уральского отделения Российской академии наук, гастарбайтеры, трудящиеся в Свердловской области, получали на руки в среднем около 58 000 рублей, а это лишь на две тысячи меньше такого же усреднённого показателя в среде коренного найма –  61 000.

Конечно же, последний год и инфляция несколько изменили эти усреднённые параметры, но пропорции, не сомневаемся, остались прежними.

Что до национального спектра трудовой миграции на Урале, то он год от года не меняется. Половину составляют таджики. Остальную половину делят между собой узбеки, киргизы, граждане Азербайджана и Армении.

Все они, в случае открытости, благонамеренности и желания честно заработать, принеся пользу экономике Урала – конечно же, welcome.

Вместе с тем, важно отметить, что законопроект не учитывает еще один существенный аспект использования труда мигрантов - частными лицами. Многие владельцы частных домов, садоводы и те, кто занимается строительством, часто прибегают к услугам мигрантов для выполнения различных работ. Они находят работников через объявления или неформальные точки сбора. Например, в Екатеринбурге существует своеобразная биржа труда для мигрантов на базе на Завокзальной, куда приезжают те, кому нужны работники, и договариваются об условиях.

Мигранты выполняют широкий спектр мелких работ: ремонт или установка забора, выкапывание ям, укладка плитки, ремонт крыши, а иногда и более серьезные задачи, такие как строительство гаража или бетонной коробки. Почасовая оплата при рабочем дне с 9 до 18 часов может составлять 3-4 тысячи рублей.

Возникает вопрос: как быть частным заказчикам в рамках нового законопроекта? Обращение в ремонтно-строительные фирмы не всегда является оптимальным решением, так как они предпочитают крупные заказы и их услуги значительно дороже. Например, маловероятно, что пенсионер обратится в строительную компанию для очистки выгребной ямы.

Рынок таких услуг и работ давно сложился, и потребность в мелких заказах остается высокой. В то время как для выполнения работ электриков и сантехников хватает местных специалистов, работающих в частном порядке, другие виды работ, как правило, выполняются именно наемными работниками из ближнего зарубежья.

Таким образом, предлагаемая инициатива, по нашему мнению, требует дополнительной проработки, так как в текущем виде подходит только для крупного бизнеса, не учитывая реалии рынка мелких частных заказов.

Будем следить за судьбой законопроекта.

Ирина ВЛАДИМИРОВА, Иван КРЫЛОВ, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK