У озабоченности депутатов - серьёзные основания. Издевательства несовершеннолетних над беззащитными сверстниками приобретают всё более тревожные масштабы. Проблема школьного буллинга – одна из ведущих тем, регулярно поднимаемых «ВЕДОМОСТЯМИ Урал».
Минувшей осенью, реагируя на очередную из наших публикаций, в дело вынужден был вмешаться глава следственного комитета Александр Бастрыкин.
Тогда серьёзные травмы получил тринадцатилетний ученик школы № 81 Екатеринбурга, избитый двумя агрессивными подростками, долгое время до этого подвергавшийся словесной травле.
Неадекватно мягкая, примиренческая позиция руководства школы и местной комиссии по делам несовершеннолетних дала даже основание заподозрить в этой истории возможную коррупционную составляющую, ведь родители буллеров могли попытаться «замять» дело. К проверке случая избиения подключился Антикоррупционный комитет по Свердловской области.
Но признаемся, разве то, что произошло по адресу Избирателей, 68, делает «восемьдесят первую» школу исключительной? Увы, нет!
Отсюда – работа на самом верху над законопроектом о системном противодействии явлению.
В документе будет законодательно закреплено само определение – что такое травля. И, конечно же, прописаны меры борьбы с немотивированной агрессией одних подростков по отношению к другим.
Ещё из важного – законопроект сделает не правом, а обязанностью администрации школы сообщать о каждом случае буллинга в полицию. В непременном порядке будут информироваться о прецедентах и комиссии по делам несовершеннолетних.
Однако российских мам и пап в равной степени с мерами наказания за буллинг волнуют меры по его профилактике.
Интересно в этой связи интервью с клиническим специалистом, поделившимся с «Известиями» особенностями детской психологии.
Наиболее частой «дислокацией», в которой зарождается и процветает буллинг, является средний класс общеобразовательной школы. Да-да, подростковый возраст от 11 до 15 лет самый, в этом смысле, опасный.
Почему? Да потому что за совсем уж малышнёй в школах лучше и пристальнее следят педагоги, а в старших классах забота об экзаменах, скором выпуске и вовлеченность в другие социальные коллективы заставляют подростков взрослеть и остепеняться.
Адресатом буллинга может стать любой подросток, безотносительно социального статуса его родителей и материального достатка в семье. И всё же есть критерии, по которым нетрудно спрогнозировать вероятность травли конкретного ребёнка сверстниками.
На первое место тут, считает клинический психолог, госпожа Замышевская, встаёт самооценка ребёнка. У жертв буллинга она невысока.
Образ жизни в семье – а именно: изолированно ли от остального социума живут родители, обладают ли они ярко выраженными религиозными или этническими особенностями – всё это может повлиять на поведение маленького члена школьного коллектива, а, значит, спровоцировать задир, высмеивающих любую несхожесть.
Жертвы буллинга, сходятся во мнении эксперты, - это дети, не наученные определять границы своего комфорта и позволяющие другим их нарушать. Прививать сыновьям и дочерям лояльность, снисходительность к окружающим, конечно, хорошо, но до определённых пределов - пока терпение не влечёт за собой моральный и физический вред самому терпящему
Сформирован психологический портрет и зачинщиков школьных драм.
Как правило – это выходцы из неблагополучных, «нетёплых» семей, модели поведения взрослых в которых копируются подростком. Грубость, издевательства домочадцев друг над другом, включая издевательства психологические, - там норма.
Клинические психологи предупреждают – явление буллинга сложнее, чем кажется, и не делится на исключительно чёрную и белую стороны. Случается, что жертвы травли сами становятся потом агрессорами. Подобная психологическая метаморфоза срабатывает в качестве ответной реакции незрелой, несформировавшейся личности.
И, наконец, о том, без чего будет бессилен любой, даже самый жёсткий закон против детской травли. Это атмосфера непозволительной терпимости, в которой конкретные случаи буллинга наблюдаем мы, вольные и невольные свидетели. Это - одноклассники жертвы и агрессора, их учителя, «чужие» родители, да просто прохожие. Отворачиваем глаза? Проходим мимо? Боимся встрять? Тогда какой закон поможет нам!
В этой связи «ВЕДОМОСТЯМ Урал» вспоминается формальная отписка, подготовленная ответственными чиновниками по поводу дикого случая избиения шестиклассника екатеринбургской школы №81 парой подростков-хулиганов.
Вот цитата. «В действиях должностных лиц МБОУ СОШ №81 отсутствуют какие-либо нарушения».
Вот так! И что тут попишешь? Нарушения в действиях отсутствуют, но и действия в действиях не присутствуют.
Ведь избиения, подключись взрослые вовремя, можно было бы избежать, поскольку мама мальчика неоднократно в течение месяца сигналила руководству школы о травле сына.
Так что правы инициаторы законопроекта: у явления не два участника – жертва и агрессор, а три – жертва, агрессор и молчаливые свидетели.
С большим интересом последим за тем, как ответственность не только прямых, но и косвенных виновников допущенного буллинга, будет отражена в готовящемся сегодня законопроекте.
Комментарии