Сразу оговорюсь - далеко не приветствую обилие запретов, вводимых в последние годы российскими депутатами. Но за законодательное вето, о перспективе которого собираюсь рассказать, проголосовала бы обеими руками.
Речь о так называемых треш-стримах с демонстрацией сцен нарочитой жестокости и насилия, прописавшихся сегодня в российском сегменте интернета. Выкладываемые в Сети ужасные, невыносимые для людей со здоровой психикой акты издевательств над людьми и животными стали всё чаще приводить к реальным смертям жертв или причинению их здоровью тяжкого вреда.
Житель Нижнего Тагила занимался «самоутверждением», записывая и выкладывая на общее обозрение видеоролик, где он методично наносил увечья собственному псу, так и оставшемуся калекой.
Другой последователь уродливого интернет-жанра, треш-стример Reeflay на камеру прямо на улице жестоко избил раздетую подружку, после чего та погибла.
Два года назад, стример из Волгограда в прямом эфире изуродовал родных мать и бабушку.
Вообразите, каково нормальным пользователям и их детям, случайно встречать такое в Сети, если даже описание подобных кейсов доставляет вашему автору жуткий психологический дискомфорт.
Меж тем, как сообщает ufa1.ru, у страшных роликов находятся любители их посмотреть. И не просто посмотреть, сцены насилия поощряются донатами иных юзеров интернета, а значит, в какой-то степени, пропагандируются среди населения.
И хотя явлению, увы, не один год, наши законодатели, наконец-то обратили взоры на то, что действительно нуждается в оперативном пресечении.
Так, сенатор Пушков не сомневается: законодательные инициативы на этот счёт будут обсуждены депутатами Госдумы не позднее ближайшего февраля.
Что конкретно предлагается? Во-первых, и в главном, - прямой запрет на производство и распространение треш-стримов, пропагандирующих жестокость и насилие.
Во-вторых, владельцам интернет-платформ и социальных сетей будут вменены в обязанность нахождение, фиксация и блокировка подобного контента.
Помимо внушительных сумм штрафов и отлучения от Интернета авторам соответствующих видео- блогов грозят, в зависимости от масштаба урона и последствий, уголовные дела с реальными сроками, конфискация съёмочного оборудования, а также любого иного имущества, денежных активов.
Смерть же человека или животного, проголосуй за законопроект большинство депутатов, будет являться для режиссеров-убийц отягчающим обстоятельством, а, значит, ужесточающим наказание для них.
Так, в пояснительной записке к документу говорится о том, что законопроектом предлагается «лишить «треш-стримеров» аудитории и возможности продолжать деятельность с целью заработка. Для реализации этой цели фото-, видеоматериалы с изображением противоправных деяний, совершенных с жестокостью, их последствий, призывы к совершению указанных деяний будут включаться в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Дополнительно законопроектом вводятся элементы саморегулирования социальных сетей: владельцы социальных сетей будут осуществлять их мониторинг в целях блокировки указанного контента.
Проект федерального закона входит в один «пакет» с проектами федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации», которым совершенствуется уголовная ответственность для авторов материалов с возможностью вводить наказание в виде запрета заниматься определенной деятельностью, а также «О внесении изменений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым вводится штраф до семисот тысяч рублей с конфискацией оборудования за распространение запрещенного настоящим проектом контента».
Одна из авторов инициативы запрета, депутат Госдумы, госпожа Рябцева, в интервью «Известиям» подчеркнула, что отношение общества к демонстрациям жестокости в Сети сегодня должно быть сравнимо с неприятием социумом откровенных сцен порно.
В этой связи особо щепетильный вопрос – как оградить от случайных эксцессов наших детей? Ведь, непотребный контент, как чёрт из табакерки, может выскочить перед детскими глазами совершенно неожиданно.
Эксперты советуют технически подстраховаться на этот случай. Так, параллельная сессия всего, что смотрит ребёнок, может проходить и на родительском компьютере. Есть специальные приложения для бдительного ока мамы или папы. Непозволительные ресурсы при этом несложно блокируются взрослыми дистанционно.
Изображение от wayhomestudio на Freepik
Специалисты в области безопасного Интернета сходятся во мнении о том, что особые требования должны быть предъявлены и к популярным поисковым системам, пользование которыми тоже хорошо освоили наши продвинутые дети.
Алгоритмы поисковиков обязаны находить запрещённый контент и попросту не индексировать его, то есть не пускать в выдачу. Нет выдачи – нет детского доступа. Как, впрочем, и взрослого тоже.
«ВЕДОМОСТИ Урал» планируют последить за прохождением законодательной инициативы в парламенте, но уже сейчас понятно – вето на сцены насилия в Интернете не вызовет у депутатов особых разногласий или споров. Хорошо, если так.