Ко второму чтению и очередным дебатам готовят уже рассматривавшийся в декабре законопроект, разработанный Центробанком РФ. Документ предлагает дать жизнь новому продукту, так называемому «социальному вкладу».
Открыть его смогут только россияне, получающие выплаты и пособия от государства. То есть информация об их доходах уже отражена в Единой системе государственного социального обеспечения, а значит, факт нуждаемости бесспорен. Это принципиально, и никому иному за рамками названного реестра воспользоваться депозитом не получится.
Теперь о главном в обсуждаемом проекте - арифметике особой господдержки малообеспеченных россиян.
Ежемесячный доход по социальному вкладу будет привязан к дате его начисления. Та, в свою очередь, должна коррелировать с ключевой ставкой на календарное число начисления. Искомая формула – ключевая ставка в конкретном моменте плюс один процентный пункт.
Ну то есть если сейчас «за окном» ключевая у нас 16 процентов, то доход малоимущего рассчитают, исходя из 17.
Так хорошо же! Сегодня ведь далеко не все банки даже 16 дают, привязывая процентный максимум то к кратким акциям, то к обязательным тратам по картам.
Однако, приготовьтесь остыть. Максимум, который сможет внести на социальный вклад малоимущий россиянин – 50 тысяч рублей. Во всяком случае, таковой сумма «доживает» сегодня до второго депутатского чтения.
«ВЕДОМОСТИ Урал» попробовали рассчитать размер ежемесячной прибавки к кошельку нуждающегося, исходя из верхней планки его работающих в банке денег. У нас вышло 708 рублей.
Много это или мало? Смотря относительно чего оценивать. Ведь малоимущему гражданину и сегодня ничто не мешает держать свои кровные 50 тысяч на общем вкладе, пусть и доступном для всех, а не только для него. И тогда 14 и даже 15 процентов годовых вполне реальны. И оценивать, получается нужно разницу между 708 рублями и 625 рублями (взятыми нами от той же суммы, но уже по ставке 15).
Так вырисовывается реальный максимум государственной поддержки, выше которого уже не прыгнешь – 83 рубля в месяц. Не прыгнешь, по крайней мере, исходя из сегодняшних параметров законопроекта и банковских реалий. А ведь, поговаривают, что ключевая и вовсе поползёт вниз где-то с середины лета…
Вы можете возразить - откуда, дескать, у человека, живущего, в основном, на пособие, могут быть накопления выше тех же пятидесяти тысяч?
Ну, во-первых, ситуации и истории бывают разные. Есть семьи, где возрастные люди долгое время в чём-то себе отказывали и подкопили за жизнь денег несколько больше оговорённого лимита, есть варианты с продажей своих или наследственных вещей, да мало ли что ещё.
А во-вторых, если у таких россиян, и впрямь, нет потенциала к большим накоплениям, тогда тем более почему государство должно опасаться «злоупотреблений», при которых малоимущие завалят банки миллионами рублей.
Правда, надо оговориться, что документ ещё сыроват, он дорабатывается в ходе нынешних дискуссий между заинтересованными ведомствами и банковским сообществом.
Есть, к примеру, предложение сделать социальный вклад привлекательным не только через гарантированный и повышенный процент, но и посредством иных послаблений. К примеру, освободить от комиссий и удержаний любые банковские манипуляции держателя вклада: переводы, оплаты, покупки.
А как смотрят на идею нового продукта сами банкиры, читай: прямые адресаты законопроекта? Если коротко, кредитные учреждения не выказывают восторга. Зато вместо него, много вопросов.
Например, глава Ассоциации банков России, господин Козлачков в интервью «Известиям», заявил, что документ не прописывает механизма, по которому банк вовремя получит сигнал об улучшении финансового статуса клиента и исключения его из списка социальных реципиентов казны.
Другой вопрос, возникающий у финансистов – через какие системы или базы можно будет отследить «единственность» социального счёта конкретного гражданина?
У вашего корреспондента создаётся впечатление, что головная боль банкиров не совсем пропорциональна предполагаемым размерам будущей поддержки нуждающихся граждан через социальные вклады.
Меж тем, руководитель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков и его заместитель Олег Савченко едины в позиции - главную роль в выработке окончательного варианта законопроекта будут играть не интересы банков, а интересы людей. Для кредитных организаций внедрение нового продукта станет обязательным.
Также звучат предложения разрешить капитализацию социальных депозитов. В нынешней версии документа она не предусмотрена, что не работает на интерес завтрашних вкладчиков.
Глава Центробанка РФ, госпожа Набиуллина заявила, что вводимый сберегательный продукт может коснуться 8 миллионов малообеспеченных граждан.
Будут ли учтены поступившие предложения, а также решены все спорные моменты в окончательной версии документы – «ВЕДОМОСТЯМ Урал» придётся отследить по ходу двух предстоящих депутатских чтений законопроекта.