Сегодня «ВЕДОМОСТИ Урал» - не о планах властей, о которых часто сообщаем, а о вопросе уже решённом. С первого дня осени вступил в силу подписанный главой государства закон о сборе с авиакомпаний денежных средств на строительство и реконструкцию российских аэродромов.
Есть нюанс. Хотя документ заработает с первого сентября, непосредственно деньги начнут взимать с марта 2026-го.
Кто, сколько и куда будет платить?
По букве закона формальными плательщиками станут авиакомпании. Неформальными – мы с вами. Не своей же маржой поделится перевозчик, нет сомнений, что он заложит новые издержки в калькуляцию стоимости билета.
Собираемые средства начнут аккумулироваться в специальном фонде, а оперировать сборами будет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов»
Согласно постановлению правительства, с которым ознакомился ТАСС, с каждого пассажира перевозчик должен будет отдать в фонд 150 рублей. Учитывая миллионные пассажиропотоки, речь пойдёт о солидных суммах.
Стартовав с ближайшего марта, правила авиационного сбора будут действовать в течение шести лет – до 2032 года.
Назначение – строго целевое
Документ, разработанный Минтрансом, предусматривает лишь одну расходную статью для нового сбора. Это – реконструкция и модернизация воздушных гаваней, которых у нас в стране – 262.
Аэродромы в регионах находятся в разных состояниях, и правило «общего котла» средств на обновление позволит, по замыслу властей, равномернее развивать воздушные порты, их техническую оснащённость, внешний вид, уровень гостеприимства.
Откуда цифра в 150 рублей?
Вообще, 150 – величина усреднённая. Она таковой и будет, но с возможным маленьким «плюс-минусом». Минтранс разработал специальную формулу. Подставляя в неё данные, каждый аэропорт сможет высчитать конкретный номинал сбора.
В переменных величинах формулы – коэффициенты изношенности гавани, состояния её узлов и терминалов, потребность в обновлении инфраструктуры.
Кроме того, уравнение предусматривает поправочный коэффициент на инфляцию. Сейчас он равен единичке, но может уходить, как влево, к нулю, так и вправо, выше единицы, в зависимости от того, как будут меняться инфляционные процессы.
Пассажиропотоки пошли вниз? Только не у «Кольцово»
Главные воздушные ворота Свердловской области не вполне вписываются в общероссийскую статистику. Если иные аэропорты сетуют на снижение числа перевозимых пассажиров, то Кольцово показывает даже некоторый рост с января 2025.
Правда, есть небольшая тонкость. Рост, почти на 12 процентов от периода прошлого года, дали не внутрироссийские направления (они –то как раз сохранились на прежнем уровне), а международные перевозки. Если ещё точнее – новые туристические маршруты в китайские курорты Санья и давно налётанная небесная тропа в арабскую Шарджу.
«ВЕДОМОСТЯМ Урал ещё предстоит точно обозначить, каким в 2026 году будет размер «кольцовского» авиационного сбора, но что-то подсказывает: екатеринбургский аэродром в «общем котле» скорее сыграет роль донора, чем реципиента. Возможно, поначалу, ведь время и развитие не стоят на месте.
Важное уточнение. Счёт для сборов будет не один – а несколько. Почти три сотни российских аэропортов поделят на специальные группы по сугубо ведомственным критериям. Одна группа – одни банковские реквизиты для аккумулирования перечислений от авиакомпаний, и уже в рамках этого счёта – перераспределение средств от менее нуждающихся аэродромов к более нуждающимся. Вот такая авиационная демократия.
Удержит ли новый сбор кого-то от полёта?
Действующие ныне цены на авиабилеты и добавленные «сто пятьдесят рублей» большинство опрошенных нашими коллегами из «Известий» экспертов считают слишком несоотносимыми для решения об отказе от полёта.
А то, что граждан, пусть каждого малой толикой, но массово, вовлекут в финансирование модернизации терминалов, перронов и рулёжных дорожек, обернётся завтрашним благом для самих пассажиров, убеждены эксперты.


31