$
76.97
89.90

Сообщить информацию

С мира по полторы сотни, воздушным гаваням на «кафтан»: в России вводится авиационный сбор

04.09.2025

Сегодня «ВЕДОМОСТИ Урал» - не о планах властей, о которых часто сообщаем, а о вопросе уже решённом. С первого дня осени вступил в силу подписанный главой государства закон о сборе с авиакомпаний денежных средств на строительство и реконструкцию российских аэродромов.

Есть нюанс. Хотя документ заработает с первого сентября, непосредственно деньги начнут взимать с марта 2026-го.

Кто, сколько и куда будет платить?

По букве закона формальными плательщиками станут авиакомпании. Неформальными – мы с вами. Не своей же маржой поделится перевозчик, нет сомнений, что он заложит новые издержки в калькуляцию стоимости билета.

Собираемые средства начнут аккумулироваться в специальном фонде, а оперировать сборами будет ФГУП «Администрация гражданских аэропортов»

Согласно постановлению правительства, с которым ознакомился ТАСС, с каждого пассажира перевозчик должен будет отдать в фонд 150 рублей. Учитывая миллионные пассажиропотоки, речь пойдёт о солидных суммах.

Стартовав с ближайшего марта, правила авиационного сбора будут действовать в течение шести лет – до 2032 года.

Назначение – строго целевое

Документ, разработанный Минтрансом, предусматривает лишь одну расходную статью для нового сбора. Это – реконструкция и модернизация воздушных гаваней, которых у нас в стране – 262.

Аэродромы в регионах находятся в разных состояниях, и правило «общего котла» средств на обновление позволит, по замыслу властей, равномернее развивать воздушные порты, их техническую оснащённость, внешний вид, уровень гостеприимства.

Откуда цифра в 150 рублей?

Вообще, 150 – величина усреднённая. Она таковой и будет, но с возможным маленьким «плюс-минусом». Минтранс разработал специальную формулу. Подставляя в неё данные, каждый аэропорт сможет высчитать конкретный номинал сбора.

В переменных величинах формулы – коэффициенты изношенности гавани, состояния её узлов и терминалов, потребность в обновлении инфраструктуры.

Кроме того, уравнение предусматривает поправочный коэффициент на инфляцию. Сейчас он равен единичке, но может уходить, как влево, к нулю, так и вправо, выше единицы, в зависимости от того, как будут меняться инфляционные процессы.

Пассажиропотоки пошли вниз? Только не у «Кольцово»

Главные воздушные ворота Свердловской области не вполне вписываются в общероссийскую статистику. Если иные аэропорты сетуют на снижение числа перевозимых пассажиров, то Кольцово показывает даже некоторый рост с января 2025.

Правда, есть небольшая тонкость. Рост, почти на 12 процентов от периода прошлого года, дали не внутрироссийские направления (они –то как раз сохранились на прежнем уровне), а международные перевозки. Если ещё точнее – новые туристические маршруты в китайские курорты Санья и давно налётанная небесная тропа в арабскую Шарджу.

Восьмидесятидвухлетний исполин «Кольцово» вот уже больше трёх десятков лет гордо функционирует со статусом «международный». Объект отнесён к гаваням федерального значения. А открытие в «Кольцово» в 2009-м нового международного терминала позволило вдвое, почти до 8.5 миллионов человек, нарастить ежегодную пропускную мощность аэропорта.

«ВЕДОМОСТЯМ Урал ещё предстоит точно обозначить, каким в 2026 году будет размер «кольцовского» авиационного сбора, но что-то подсказывает: екатеринбургский аэродром в «общем котле» скорее сыграет роль донора, чем реципиента. Возможно, поначалу, ведь время и развитие не стоят на месте.

Важное уточнение. Счёт для сборов будет не один – а несколько. Почти три сотни российских аэропортов поделят на специальные группы по сугубо ведомственным критериям. Одна группа – одни банковские реквизиты для аккумулирования перечислений от авиакомпаний, и уже в рамках этого счёта – перераспределение средств от менее нуждающихся аэродромов к более нуждающимся. Вот такая авиационная демократия.

Удержит ли новый сбор кого-то от полёта?

Действующие ныне цены на авиабилеты и добавленные «сто пятьдесят рублей» большинство опрошенных нашими коллегами из «Известий» экспертов считают слишком несоотносимыми для решения об отказе от полёта.

Так, руководитель ресурса Avia.ru, господин Гусаров, примеряя на себя роль пассажира, покупающего билет от Москвы до Санкт-Петербурга, заявил в том духе, что, мол, где клиенту под силу заплатить 4 тысячи рублей, там и 4 150 никого не остановят.

А то, что граждан, пусть каждого малой толикой, но массово, вовлекут в финансирование модернизации терминалов, перронов и рулёжных дорожек, обернётся завтрашним благом для самих пассажиров, убеждены эксперты.

Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK