Каждый в курсе: незнание закона не освобождает от ответственности. И всё же, вот вам коллизия. О том, что, употребление наркотиков за рулём запрещено, и впрямь, осведомлены все. Но! Какое наркотическое вещество в каком лекарственном препарате содержится, держу пари, мало кто ведает. Разве что (один случай на миллион) - водитель с дипломом фармацевта. Исправить ситуацию, всё чаще на практике приводящую к драмам на дорогах, взялись депутаты Госдумы.
Необходимые поправки в законодательство, требующие специального перечня подобных лекарств, а также их аптечной маркировки, уже готовятся парламентариями.
«ВЕДОМОСТИ Урал» сочли эту тему тем более актуальной, если учесть, что по статистике половина свердловчан колесит на личном транспорте.
Да-да, регион вошёл в первую тройку территорий по числу граждан, предпочитающих салон собственного автомобиля общественному транспорту. Тут с Росстатом не поспоришь – из каждой тысячи свердловчан 459 человек передвигаются на личных машинах.
Так что, продолжим о реальных рисках для доброй почти половины наших земляков.
Тут вспоминается один из нашумевших случаев, потребовавший компетенций Верховного суда РФ, произошедший с задержанным автолюбителем в Москве менее двух лет назад.
Столичные инспекторы остановили автомобиль для проверки документов, и, по не вполне естественному цвету лица водителя, заподозрили, что он «принимал». Анализ крови показал содержание в крови кодеина – вещества, относящегося к наркотической группе.
Доводы гражданина о том, что ничего крепче прописанной доктором пилюли, он в этот день не пробовал, не возымели действия. Ну и, соответственно, началось… протокол, прикреплённый к нему результат анализа, административное производство, мировой суд, лишение прав на полтора года, да ещё и штраф в 30 000 рублей.
Возмущённый таким поворотом дела автолюбитель начал долгий марафон по «оспаривающим» инстанциям судов общей юрисдикции, дойдя таким образом до самого ВС РФ.
Но и Верховный суд не смог перепрыгнуть через закон, солидаризировавшись с первоначальным решением мирового судьи и всех последовавших за ним инстанций.
Дело в том, что есть, ещё 1998-го года, постановление правительства, относящее кодеин к перечню наркотических веществ, и есть КоАП РФ с его статьёй 12.8. Словом, лишение прав на 18 месяцев, было по букве закона и впрямь в этом случае безальтернативным.
А теперь подробно о том, в чём особое коварство именно наркотических и психотропных веществ, содержащихся в аптечных препаратах, и о которых мы, запивая таблетку, можем просто не подозревать.
Дело в том, что если свои количественные «красные линии» содержания в крови есть даже у алкоголя, то у наркотических составляющих таковых нет.
Ну то есть, выдохнул подозреваемый при тестировании воздух, и, если в его выдохе концентрация алкоголя окажется до черты концентрации в 0. 16 мг на литр, то он как бы и не пьяный вовсе. А зашкалила за названную риску – всё, выходи, нетрезв!
У наркотиков же, повторимся. никаких количественных «индульгенций» нет. Сколько бы ни было в крови – виноват, отдавай водительские права.
Вообразите, сколь ничтожная «микроскопия» от наркотика заключена в медицинских пилюлях, но и она не спасает.
С осознанием последнего обстоятельства начинаешь понимать всю злободневность готовящихся изменений в законодательстве, которые исчерпывающе, до каждой позиции высветят лекарственную «запрещёнку» за рулём.
Кстати, эксперт в области психиатрии, господин Ковтун, в разговоре с «Известиями» предупредил, что наркотические и психотропные составляющие могут встретиться даже в таблетках от боли, аллергии или высокой температуры. Одни из них выдаются только по рецепту, другие, как, скажем, корвалол, можно найти и в свободной продаже
Идею создания сводного перечня опасных для водителей лекарств поддерживает и господин Моржаретто, работающий в президиуме Общественного совета при Министерстве внутренних дел. Вопрос этот, подчёркивает он, давний, но по-прежнему болезненный и с повестки не снятый.
А глава думского комитета по социальной политике и делам ветеранов, депутат Нилов. напоминает, что, оказывается, список таких препаратов уже был подготовлен Минздравом. Но одно дело, когда документ носит информационный характер, и другое – когда он обязателен к исполнению в качестве закона.
Иные эксперты остроумно предлагают при маркировке наносить на каждую упаковку опасных лекарств «кирпич» - как символ запрета столь знакомый любому водителю.
Скажу от себя, автолюбителя с большим стажем: пусть не в виде «кирпича», а в виде любого иного знака, но мне действительно крайне важным было бы предупреждение о несовместимости с рулём того или иного лекарства. Потому что, даже если список препаратов будет узаконен и обнародован, носить его в голове, будет сложно. Поговаривают, список ожидается не короткий.
Но дождёмся окончательных очертаний законопроекта и вернёмся к теме, злободневной для более чем 80 млн российских водителей.