Волна отравлений, прокатившаяся по российским кафе за пару лет действия моратория на проверки бизнеса, подпортила нам аппетит к блюдам общественной кухни. Теперь, даже сидя в, казалось бы, проверенном, привычном месте, начинаешь подозрительно коситься на тарелку с кушаньем – принюхиваться, присматриваться, осторожничать.
Помню, какое сильное впечатление на меня, грешную любительницу шаурмы, произвели резонансные случаи массовых кишечных инфекций, уложивших в постель сразу 16 екатеринбуржцев, угостившихся в закусочной «Аро», что на улице Декабристов.
Но ещё более сильным по воздействию был даже не сам факт отравления, а то, что выявил в заведении свердловский Роспотребнадзор, вынужденный-таки вмешаться после ЧП.
В павильоне отсутствовала вода для мытья рук и какие-бы то ни было средства дезинфекции! Не обнаружилось ни туалета, ни раковины! Хот-доги и шаурма штамповались в условиях абсолютной антисанитарии, а исходные сырые продукты не маркировались и не имели сопроводительных документов.
Примечательно, что через пару недель в Екатеринбурге повторился точно такой же случай, только уже в другой точке сети закусочных «Аро».
Регулятор реагировал на произошедшее лишь постфактум.
Но, видимо, для того, чтобы начинать принимать кардинальные меры, критической массе форс-мажоров надо было накопиться.
На недавнем совместном совещании Роспотребнадзора и сразу двух профильных общественных организаций как раз и обсуждался вопрос полной бесконтрольности участников пищевого бизнеса, которая угрожает здоровью и жизни россиян и должна быть пресечена.
Причём, речь идет не просто об откате назад и отмене для заведений общепита моратория на проверки, но и возвращения в ещё более давнее прошлое - за черту 2009 года.
До этой даты без отмашки регулятора ни одна компания, вознамерившаяся кормить людей, не могла начинать работать. Нужны были обязательное согласование проекта и проверка условий заведения.
«ВЕДОМОСТИ Урал» потрудились раздобыть информацию – а что, собственно тогда требовал Роспотребназдор, от которого зависело «добро» или «не добро» на старт.
Оказалось, ничего трудновыполнимого, избыточного или не рационального. Всё то же, без чего не функционирует в наших квартирах ни одна личная кухня.
Обязательность проточной воды, грамотное её введение в помещение и выведение из него.
Обязательность зон разграничения для сырых продуктов и уже готовых. Причём четкость демаркации между исходным сырьём и финишными блюдами требовалась как на стадии препарирования, так и в системах хранения продуктов.
Сотрудники должны быть здоровы и регулярно, на осмотрах, подтверждать это, работать в перчатках.
Проверялась исправность холодильного оборудования. Рекомендовано было ведение журнала замера температуры в холодильных камерах в разное время суток.
А ещё вашему корреспонденту пришлось познакомиться со специфическим словом «бракераж», что на слуху у каждого менеджера от общепита. Если переводить на наш доморощенный кухонный язык, это когда мы у себя дома, прежде чем что-либо отправить в кастрюлю, обязательно понюхаем, потыкаем пальцем, и, если засомневаемся в свежести, скорее выбросим, чем рискнём здоровьем.
Вот такой же «бракераж», или выбраковку, только более серьёзными научными методами и средствами обязаны всякий раз производить кормящие нас компании. На знание этого предмета и готовность к нему Роспотребнадзор также проверял любой продуктовый стартап.
Одним из важных требований было обязательное наличие сертификатов на используемое в приготовлении пищевой продукции оборудования.
Кроме Роспотребнадзора, предварительное согласование на запуск объектов общепита ранее выдавал также орган Госпожнадзора по результатам проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Однако, доброе правило не приступать к деятельности без параллельного одобрения надзорных органов было отменено в 2009 году.
Тогда сочли, что достаточно формального уведомления ведомства каждой новой компанией – мы, де, появились, и всё.
Затем, в 2022 году, либерализация рынка продолжилась, и инспекторам запретили даже визиты в частные столовые, кафе, рестораны и закусочные. Любая проверка теперь требует обязательного согласования с органом прокуратуры, причем на уровне регионального надзорного ведомства, а по факту далеко не каждую такую заявку прокуроры согласовывают.
На практике проверки проводятся в редких, если не сказать единичных случаях - как правило при наличии настойчивых и серьезных жалоб потребителей. А ведь надо понимать, что сама по себе прокуратура не является специализированным органом и не располагает профессиональными специалистами в области санитарных и противопожарных норм, чтобы объективно оценить, в каких случаях тот или иной объект непременно нужно проверить, а когда это делать необязательно.
Действующий с 2020 года мораторий на проверки достаточно сильно расхолодил бизнес, поделилась профессиональным убеждением с «Известиями» директор одного из профильных направлений Роскачества, госпожа Колганова.
Однако, цена любого расслабления – новое ужесточение. По всему, к этому и идёт.
Общественность теперь добивается не просто возврата к проверкам. Нужны, по мнению большинства, именно внезапные инспекторские выезды. Чтобы «заснять» ту картину, которая есть, а не ту, которую заранее подготовили проверяемые.
Напомним, сейчас надзорные органы обязаны предупреждать о предстоящей, даже внеплановой, проверке не менее чем за сутки до ее начала. Как показывает практика, к моменту прихода проверяющих некоторые бизнесмены попросту закрывают двери «на клюшку»... а полномочий вскрывать закрытые двери у сотрудников надзорных органов нет.
Кроме того, активисты настойчиво добиваются, чтобы был оперативно рассмотрен и принят Госдумой документ, получивший название «законопроект о первом чеке».
Его суть заключается в том, чтобы Роспотребнадзор одновременно с Федеральной налоговой службой получал сигнал – на рынке к кормлению россиян только что приступила новая компания.
Сейчас лишь ФНС уведомляется об этом автоматически, что называется, день в день, ведь кассовый чек, пробитый первому обслуженному клиенту, синхронно отображается в базе налоговой.
С подключением Роспотребнадзора к той же системе всё было бы логичным – одно ведомство заботится, чтобы неучтённая наличка не оседала в общественных котлах, другое - чтобы в этих же котлах не оседали микробы. Сейчас же ситуация такова, что предприниматели, открывающие всевозможные закусочные, шашлычные, шаурмячные, работают годами, вообще не направляя в органы Роспотребнадзора уведомлений о начале своей деятельности. Не было уведомления - нет оснований даже для плановых проверок, которые проводятся раз в три года.
Возвращаясь к теме моратория, следует отметить, что в начале пандемии коронавируса это решение было разумным и оправданным. В качестве временной меры мораторий оказался необходимым для законопослушных предпринимателей, соблюдающих требования законодательства. Однако недобросовестные бизнесмены воспользовались этим как индульгенцией, что периодически приводило к тяжким и даже трагическим последствиям.
Есть одно мудрое изречение - всему свое время. Очевидно, что ситуация назрела и пришло время, когда необходимо пересматривать подходы к основаниями и порядку проведения проверок в сфере общественного питания. И чем быстрее это произойдет, тем лучше. Неслучайно тему необходимости отмены моратория в феврале этого года поднял президент Владимир Путин, анонсируя его отмену с 2025 года.
А если совсем откровенно, никакого ущемления бизнеса и быть не может, если речь идет о жизни и здоровье людей. Забота о безопасности потребителя должна не сталкивать лбами бизнес и государственного регулятора, а побуждать их сотрудничать. Цель-то общая. Ведь после огласки и скандала в СМИ кто заглянет на огонёк к тому же бизнесмену.
Мудрый, дальновидный предприниматель не просто скажет: «спасибо, что проверили», а ещё и добавит: «спасибо, что проверили внезапно».