Разве можно, спросит читатель, ранжировать виды мошенничества по степени цинизма? Не одной ли все чёрной краски? Осмелюсь утверждать, что не одной. Апогей цинизма – мошенничество на почве благотворительности.
«Помогите спасти слепую собаку». «Маленький мальчик умрёт без срочной операции на сердце». «Собираем бойцам на СВО на тёплую одежду».
Это - непридуманные объявления о сборах средств. Аферисты, присваивая чужие пожертвования, манипулируют самым святым, что есть в нашем народе - его «милым сердцем».
Каким брезгливым бы ни было наше отношение к моральным уродам, подойдём к вопросу практически, во всеоружии знания о явлении.
Оказывается, фальшивые ресурсы аля-благотворительных фондов систематически клонируются дельцами в Интернете. На месте едва скомпрометированного предусмотрительно вырастает новый эрзац-фонд.
Не все знают, что особо активизируются нечестивцы в дни национальных трагедий, различных форс-мажорных обстоятельств, природных климатических катастроф. То есть опять же – поживу чуют носом там, где у нормальных россиян горе, единение и особо острое желание помочь ближнему.
Так было летом 2019 года, когда июньские паводки в Иркутской области, выросшие до масштабного наводнения, унесли жизни почти 30 человек, включая пропавших без вести.
Так было в августе 2021 года, когда из-за мощного подтопления без крова остались жители почти полутора сотен посёлков в Амурской области, Хабаровском и Забайкальском краях.
Потоптались аферисты и на трагедии Крокуса, когда вся страна сочувствовала горю семей, потерявших близких из-за беспрецедентного по жестокости террористического акта в концертном Сити-Холле.
В период пандемии 2020-2022 годов дельцы кощунственно наживались на сборах средств якобы для закупки аппаратов для искусственной вентиляции лёгких.
Полезно помнить, что у мошенников есть и сезонные, календарные периоды активации. Так, как поделился с «Известиями» ведущий аналитик компании F6, господин Егоров, большой рождественский период, охватывающий последнюю декаду декабря и первые январские недели, - тоже время традиционного «чёса» организованными лже-благотворительными структурами людских пожертвований. Россияне в это время особенно склонны делать добро, совершать для кого-то рождественское чудо. Так слезливые россказни аферистов о «больных», «обездоленных» и «обречённых» попадают точно в цель.
В социальных сетях создаются фальшивые аккаунты. Дельцы внедряются в чужие чаты. Копируют «один в один» информационные ресурсы настоящих благотворительных организаций, приютов, домов престарелых, детских домов, хосписов. Отличить поддельный сайт от подлинного на глаз невозможно. Разница лишь - в номерах счетов и реквизитах для пожертвований. Но граждане, эмоционально тронутые сказками, не сверяют цифры при переводе денег на добрые, как они уверены, дела.
Или вот ещё конкретная схема.
Мошенники выуживают из сетей, где люди делятся друг с другом бедами, реальную историю реального больного, с его настоящим именем, диагнозом, даже справками и начинают собирать пожертвования на лечение.
Больной, будучи действительно обречённым, умирает, деньги присваиваются, а изобличить ловкачей крайне сложно, ведь жертвуются средства анонимно, без намерений их возврата.
И вот ещё в чём особое коварство явления. Мошенники взяли себе на службу возможности искусственного интеллекта. С помощью цифровых технологий, они подделывают фотографии, оформляют натурального вида снимки МРТ, легко генерируют, используя нейросети, бланки медицинских анализов, справки, масштабируют боты для сбора денег по многим сетям, мессенджерам, чатам.
Ваша корреспондент, будучи заядлой собачницей, состоящей сразу в нескольких профильных группах единомышленников, сама сталкивалась с кознями аферистов. Они периодически закидывают в наши открытые онлайн-разговоры сообщения-SOS о срочных спасениях несчастных животных. Иные из них явно «перебирают» в описаниях с ужасами и степенью вреда, причинённого псу. У нас, уже опытных, это вызывает мгновенное подозрение. Подвергаясь проверке, дельцы не выдерживают её, ретируются.
Теперь о том, как противостоять явлению.
Увидели «просящий деньги» пост? Сомневаться – ваше первое протокольное действие. Перепроверять информацию и информаторов – второе.
Попав на сайт якобы благотворительной организации, не спешите открывать личный кабинет банка и отправлять перевод. Есть такой сервис WHOIS. Пропустите через него имя домена. Насторожитесь, если дата регистрация ресурса – вчерашняя, это – один из признаков мошеннической схемы.
А реквизиты для перевода нелишне сверить с контактами одноимённой благотворительной структуры в ЕГРЮЛ – единой базе регистрации юридических лиц, включающей любые НКО.
В необходимости тратить время на проверку и в нашем подорванном доверии, убеждена я, заключено большое зло для подлинных фондов благотворительности. Обжёгшись на молоке, доверчивые люди начинают дуть на воду, и, быть может, истинно нуждающиеся в помощи получат её не столь оперативно.
Но, увы, альтернативы повышенной бдительности дельцы нам не оставили.
Ирина Владимирова, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
теги: фонды, благотворительность, мошенники, милосердие, посты, аккаунты, бдительность, реквизиты