Пышущая здоровьем тетенька, за шоколадку выпросившая у терапевта медицинскую справку для посещения бассейна и… реально больная гражданка, по фальшивому документу об отсутствии туберкулеза устроившаяся нянечкой к детям в садик…Взвесьте и там, и там уровни социальной опасности от липовых бумаг.
Взвесили? Так вот, вес разный, а статья в уголовном праве для обеих ситуаций одна – «подделка документов». Этот порядок вещей и хотят изменить депутаты Госдумы.
Разграничить подделки по масштабу социального вреда
Парламентарии Олег Морозов и Ирина Яровая выступили с законодательной инициативой. А именно – дополнить Уголовный кодекс РФ отдельной статьей – об ответственности за подделку и оборот медицинских документов, вызывающих особо негативные последствия для общества.
Речь, если совсем упрощенно, о ситуации, когда человек, будучи в эпидемиологическом плане опасным для социума, прикрывается купленной за взятку официальной бумажкой, что-де никакой угрозы он не несет, и с этой бумажкой идет заражать народ. Пояснение звучит грубовато, но ужесточение уголовной ответственности именно для таких примитивных кейсов - и есть самая суть депутатской инициативы.
Последняя уже обрела вид законопроекта. Документ успел получить одобрение кабмина. Он также поддержан профильными, вовлеченными в остроту проблемы министерствами и ведомствами – Генпрокуратурой, МВД, Следственным комитетом России, ФСБ.
Липовое отсутствие каких болезней подпадает под статью
Тут критерий вообще простой. Раз где-то с вас требуют документ, что именно такой болезни у вас нет, значит, дезинформировать организацию, требующее сие подтверждение – деяние уже уголовно наказуемое.
Логика здесь проста – об отсутствии незаразного недуга справки не потребуют. Правда, к списку заразных болезней нужно добавить еще и психические расстройства, с которыми нельзя получать права и садиться за руль, и с, якобы, «отсутствием» которых отдельные граждане сегодня также успешно дурачат регистрирующие органы ГИБДД.
Итак, уголовно наказуемо скрывать по месту истребования информацию о том, что вы больны:
- туберкулезом,
- гепатитом,
- лепрой,
- чумой,
- холерой,
- рядом недугов психиатрического спектра.
Список может со временем дополняться новыми угрожающими обществу инфекциями, как это, к примеру, было с коронавирусом. Эпидемиологическая опасность для широкого круга людей - вот наиболее надежный критерий того, с чем дешевле выйдет не хитрить и что не скрывать.
Екатеринбургский кейс: «полторы тысячи – и вы со справкой, что привиты от ковида»
Ваша корреспондент хорошо помнит, как еще недавно, екатеринбургские социальные сети пестрели мошенническими предложениями о фальшивых справках для свердловчан о, якобы, прошедшей ими вакцинации и отрицательных анализах на вирус. Дескать, оплатите вперед 1500 рублей, и справка у вас.
Тогда оперативные решения властей принимались с ходу, все были напуганы и без пройденных ПЦР-тестов не пускали даже в музеи. Быстро сориентировавшиеся дельцы наживались на моменте, продавая фальшивые бумажки всем подряд, активно помогая вирусу заражать все большее число екатеринбуржцев.
Дело тогда доходило до вмешательства полиции, когда через пресс-службу регионального главка, в лице Валерия Горелых, силовики вынуждены были взывать к сознательности граждан и просить их о сигналах по каждому случаю такого мошенничества.
Мне подумалось, будь поправки в УК, о которых сегодня речь, приняты еще тогда, разгулялись бы столь безоглядно ловкачи, плюющие на общественное здоровье? Большой вопрос...
Охота пуще страха?
У лгунов два варианта достижения цели обмана. Либо самим нарисовать «документ об отсутствии чего бы то ни было опасного», тем паче, что сейчас это можно сотворить с помощью ИИ, либо за взятку подкупить врача и получить у него ксиву.
Чаще всего медицинские лже-документы приобретаются с целью устроиться на работу, получить доступ к чему-либо, для того чтобы приобрести водительские права и так далее.
Госпожа Лукинова, руководитель юридического департамента «ВМТ Консалт», поясняет, что в основном такого рода справки нужны при устройстве на должности, предполагающие тесное общение с людьми. Например, в ясли, детские садики, другие образовательные учреждения, при оформлении на работу в полицию.
Лучший агитатор за поправки в УК – статистика
В прошлом 2024 году в российских судах слушалось около четырех тысяч дел, проходящих по «триста двадцать седьмой» статье УК РФ – подделка документов.
Как уточнила нашим коллегам из «Известий» юрист Софья Лукинова, рост, судя по показателю, дал 30 процентов плюс, если сравнивать с числом дел за аналогичный прошлый период. Понесли наказание по отработанным искам 11 000 человек.
Но опять же, повторим тот же, что и в начале статьи, вопрос – разделимы ли сегодня в общем судопроизводстве дела по липовым справкам с абсолютно разным эхом социального последствия? Нет, пока не разделимы. И статья в УК у них общая, и статистика.
А как будет дальше – «ВЕДОМОСТИ Урал» обязательно проследят и расскажут в следующем году.


1