Под угрозой очередной опалы – пункты выдачи заказов с маркетплейсов
Согласно предложению сенатора Олега Евгеньевича Голова, в России нужно запретить открытие ПВЗ и небольших складов под них – дарксторов, на первых этажах многоквартирных домов.
И это не просто устно озвученная идея, а уже разрабатываемый законопроект, уведомление о котором ушло по адресу: Роспотребнадзор, главе ведомства, госпоже Поповой.
Личное восприятие новости и статистика по Екатеринбургу
Ещё до того, как ваша корреспондент углубилась в причины новой опалы, я сильно огорчилась от перспективы запрета, чем бы он не мотивировался.
Почему? Я в последние годы, вконец, по-хорошему избаловалась. Живу в доме под цифрой 5, а в соседнем, под номером 3 – у меня пункт выдачи Озона.
Это - не пятнадцать, не двадцать, а ровно 10 пеших шагов от меня. Так вот я, простите за мелкие бытовые детали, теперь не езжу ни за баночкой томатной пасты, ни за тюбиком Colgate, ни за плиткой швейцарского шоколада Lindt в дальние оффлайновые Ашаны, Пятёрочки и Ленты. Все мелочи – под боком. Заказал - получил.
И это не говоря о комфорте крупных покупок рядом с домом. Зашла и забрала то огромный мешок месячного корма для пса, то автомобильный пылесос, то кроссовки, стильные брючки. Да что угодно!
А теперь умножим мой комфорт на комфорт тысяч земляков-екатеринбуржцев.
К июню 2025 года в уральской столице уже бойко оперировали самыми разыми товарами две тысячи триста пунктов выдачи заказов подобных «моему Озону».
И мало того, что таковых точек в Екатеринбурге за год стало больше на 38 процентов, так цифра ещё и продолжает расти поныне. И представьте себе, растёт именно в спальных районах, рядышком с нами, адресатами.
Почему такие темпы? А потому что всем хорошо. Для бизнеса тут низок порог входа, для торгующих на электронных площадках предпринимателей – клиенты вот они, в шаге от выдачи, а комфорт экономящих бензин и время покупателей и вовсе очевиден.
Доводы автора идеи запрета
Мотивы недовольства властью быстрорастущей у жилых подъездов инфраструктуры е-коммерции вытекают, якобы, из жалоб трудящихся (хотя, догадываюсь, скорее не трудящихся, а уже пенсионеров).
Претензии можно уложить в две большие графы.
Первая – небезопасность чужого транспорта во дворах, создающего помехи нечужому, своему. Особенно во дворах старых и тесных.
Вторая – нарушается экология двора. В широком смысле экология – от звуков моторов в дневные часы детских снов до, якобы, повышенной загазованности, создаваемой разгружающимися автомобилями с лейблами Озон, Вайлдберис, Яндекс-маркет.
Инициатор законопроекта ссылается на случаи повреждения фасадов зданий, на факты, когда до полутора десятка машин, якобы, скапливались в непосредственной близости от многоквартирного дома, на ночные шумы, производимые операторами ПВЗ.
Узнать бы пропорцию «довольных» и «недовольных»
Уважая позицию сенатора и не смея не доверять его служебной информации, всё же рискну предположить, что ни один гражданин, активно использующий блага цифровой дистанционной торговли, жалобы на само это благо не напишет. Жалуются, по всему, не пользующиеся.
В связи с этим, стало любопытно – а в какой пропорции находятся по отношению друг к другу довольные и недовольные жильцы? Эх, узнать бы!
К слову, протестировала все описанные «негативы» на своём ближайшем Озоне, и ни под один «минус» он не подпал. Ну, может быть, просто повезло – и дворы с проездами у моего нового жилого комплекса достаточно широкие, и мест для парковки много, и по ночам никто не разгружается.
Так, может быть, хотя бы не все ПВЗ мести под одну гребёнку и чохом закрывать? Интересно, что думает читатель?
Мнения экспертов от власти и бизнеса
В разговоре с нашими коллегами из «Известий» член думского комитета по малому и среднему предпринимательству, господин Говырин подтвердил наличие жалоб на ПВЗ и дарксторы в многоквартирных домах.
А потому, считает парламентарий, идея зафиксировать, наконец, понятие «даркстор» законодательно и подвести нормативную базу под правила их размещения в микрорайонах, действительно, назрела.
Вместе с тем, депутат акцентировал внимание на важности учёта интересов всех сторон.
Напомнил, что для 75 процентов малых предпринимателей электронный, уже отлаженный, сбыт товаров через маркетплейсы - это подчас единственная возможность выжить финансово. Важно найти баланс, выработать, возможно, не столько полный запрет, сколько правила ограничения по санитарным нормам, ведь дворы, и впрямь, бывают разные.
Кроме того, эксперт предупреждает – изменение модели ПВЗ потребует от бизнеса новых издержек: на другую логистику, поиск альтернативных точек аренды. Всё это не может не сказаться на цене товара и комиссиях, которые, ожидаемо, вырастут.
Другой собеседник, глава программы «Цифровое и потребительское право», господин Козинец склонен больше апеллировать к статистике, считая, что доставка едва ли не любых нужных потребителю вещей прям к дому за 30-минутное время – это добрая примета времени, лишать людей которой нужно с крайней степенью осторожности.
В стране, уточнил эксперт, сегодня работает более 185 тысяч ПВЗ. Это на 42 процента выше, чем начитывалось в 2024-м. И тенденция к открытию новых точек у дома только усиливается.
Что можно сказать, итожа? «ВЕДОМОСТИ Урал» всегда выступают за торжество здравого смысла. В любой дилемме «запрещать нельзя оставить» нужны две взвешивающие руки, на которых лежат интересы разных сторон.
Остаётся уповать на то, что российские законодатели в решающий час «взвесят» правильно.


31