Сразу два именитых немецких автопроизводителя, словно сговорившись, отключили российских пользователей автомобилей своих марок от программного обеспечения. Дилерский софт на специализированных сервисных станциях больше не работает.
Чтобы «безлошадному» соотечественнику понять размер беды, приведём аналогию на людях. Представьте, что в сфере отечественного здравоохранения разом перестали функционировать компьютерные томографы, аппараты МРТ и всякое другое современное диагностическое оборудование. Вылечить насморк и ангину ещё получится, но вот продиагностировать недуг посложнее, а, значит быстро поставить больного в строй, уже невозможно.
Теперь в России «болеть» нельзя «мерседесам». Равно как и их братьям по премиальному классу - БМВ.
Если раньше первые минуты пребывания крутых четырёхколёсных «немцев» на любой сервисной станции начинались с подключения проводов и цифрового тестирования, то как будет теперь?
Можно только представить, как дорого отныне будут «давать за голову» каждого автослесаря, получившего опыт работы на станциях ещё при «живом ПО». Только кадровые спецы знают, какой диагноз чаще всего выдаёт сервер производителя, если владелец жалуется: «что-то стучит вот здесь и вот здесь».
Тот же вынужденный оптимизм по отношению к фатуму проявляет и представитель Национального автомобильного союза, господин Шапарин, с надеждой предполагающий, что «русские всегда найдут выход».
Руководитель Союза Автосервисов, господин Пахомов видит один из вариантов решения проблемы в помощи третьих стран. То есть, как мы его поняли, если есть параллельный импорт товаров, почему не может быть параллельного импорта сервисных услуг.
Теперь о статистике продаж в целом. Цифры реализации брендов Mercedes и БМВ ощутимо упали сразу после февраля 2022 года. Тренд на снижение сохранился по сей день, и, по всему, может даже ускорится на негативной новости об отключении России от профильного сервисного софта. Так, если все последние годы цифра продаж Mercedes в четыре десятка тысяч штук ежегодно считалась проходной, то с начала 2023-го счёт пошёл лишь на сотни.
И хотя с БМВ статистика смотрится чуть привлекательнее (к примеру, в 2021 году в руки россиян ушли аж 46 тысяч премиальных «баварцев»), но и с продажами этой марки сегодня сравнительное обрушение. Причины слишком очевидны, чтобы их долго объяснять – Россию покинули сначала иностранные автопроизводители, а значит, детали, запчасти, и вот теперь, последним аккордом, уже и сервисное ПО.
Остаётся вопрос – что делать официальным дилерским центрам в России? Одни, какое-то время по инерции будут ещё долго функционировать, ведь рынок при любых потрясениях работает с временным лагом, тем более что «остаточный» парк Mercedes и БМВ в стране велик. Другие попробуют переквалифицироваться на «китайцев», которым, судя по развитию событий, скоро не останется большой альтернативы.
Однако, тот же господин Шапарин, представляющий отечественный автомобильный союз и хорошо знающий психологию «марочных» фанатов, уверен, всегда отыщутся состоятельные россияне, которые ни при каких переделках не откажутся от любимых Mercedes или БМВ. Каких бы обходных манёвров им это не стоило.