Признаемся, парковочные места со знаком «только для инвалидов» нам, здоровым автолюбителям, перестали казаться чем-то совсем уж неприкосновенным. Но даже у непорядочности есть степени и уровни.
Одно дело, когда ты подруливаешь к крупному торговому центру с целиком бесплатной парковочной разметкой, где из свободных мест - ни одного, а все, что «для инвалидов» - пустуют, и ты, чувствуя себя неловко и рискуя лишь десятью минутами быстрого забега за продуктами, оставляешь машину на запретном периметре асфальта. И другое дело – когда наглый ловкач, систематически, злонамеренно «косит» под инвалида, чтобы не платить на коммерческих стоянках, прикрываясь фальшивой жёлтой наклейкой на лобовом стекле.
Долгая безнаказанность расплодила немало мошенников-псевдоинвалидов, вынудивших-таки депутатов Госдумы всерьёз взяться за ужесточение наказания для них.
И впрямь, некогда активные проверки водителей сотрудниками ГИБДД на предмет «а реален ли инвалид» стали в последнее время совсем уж редки, если не сказать, что сошли на ноль.
«ВЕДОМОСТИ Урал» вспоминают как лет семь-восемь назад представители Госавтоинспекции с достаточной регулярностью изобличали симулирующих инвалидность водителей, дежуря у торговых и бизнес-центров Екатеринбурга – «Ботаника Молл», «Дирижабль», «Мегамарт», «Клевер Парк».
Рейды всякий раз на какое-то время приносили результаты, были поучительны. Свердловчанам, единожды пойманным за парковку в запрещённом месте, больше не хотелось не только раскошеливаться на тогдашний, трёхтысячный размер штрафа, но и просто выглядеть некрасиво в глазах окружающих.
Позднее, повторимся, целенаправленные проверки стали проводиться всё меньше и меньше.
Итак, что предлагается законопроектом, находящимся в эти дни на рецензии у правительства?
Во-первых, изменить КОАП, предусмотрев в нём двукратное, в сравнении с существующим, увеличение штрафа для водителя, незаконно занявшего парковочное место, предназначенное для граждан с ограниченными возможностями – с 5 до 10 тысяч рублей.
Во-вторых, в случае, если штраф уже был, а выводы не сделаны, лишать нарушителя водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.
Не все водители, как нарушающие норму, так и добропорядочные граждане, осведомлены о ныне действующем правиле. Отнюдь не жёлтая табличка с условным человечком в инвалидном кресле обозначает ваше право на парковку в специально отведённом месте. Её, таблички, может не быть вовсе.
А вот зарегистрировать свой автомобиль в специальном Федеральном реестре инвалидов, оперируемым Пенсионным фондом РФ, вы обязаны. Критерий регистрации – либо вы сами ограничены по здоровью, либо возите такового в своём авто.
К слову, свердловчане уже три года как могут «отметиться» в реестре онлайн, не посещая ни ПФР. ни МФЦ, через Портал госуслуг.
Внести информацию о номерном знаке транспорта достаточно просто, поскольку Пенсионный фонд уже владеет сведениями о всех россиянах с присвоенными им первой или второй группой инвалидности. Кстати, граждане с третьей группой также смогут пользоваться самыми удобными к входам в здания местами парковок, если их медицинский статус связан с ограничениями в движении.
После того, как вы заполните форму заявки, программа обработает её в течение 15 минут, и вы сможете проконтролировать своё присутствие в реестре.
После этой манипуляции, будь вы сами носитель права или транспортируете такового, даже отсутствующая табличка не должна вас беспокоить, смело паркуйтесь, инспектор, в случае проверки, дистанционно свяжется с базой реестра и убедится в вашей лояльности закону.
Хотя есть одно существенное «но». Реестры инвалидов разрознены по регионам.
Скажем, если инвалид из Москвы приедет в гости в Екатеринбург, то свердловский перечень его «видеть» не будет, и у местного инспектора ГАИ могут возникнуть вопросы к парковке его авто. А потому, объединить все территориальные базы в одну – первое, как считают эксперты, что нужно сделать в преддверии ужесточения соответствующих параграфов КОАП.
К слову, об ужесточении. Законопроект распространяет удвоение штрафов не только на физических лиц, но и на компании, сотрудники которых, как выяснилось, тоже не гнушаются занимать чужие места под парковочным «солнцем».
Нарушитель при должности и исполнении служебных обязанностей заплатит сорок тысяч рублей, а предприятие - все пол миллиона.
Так что, если законопроект примут, дело встанет за нами, журналистами, и максимально широким оповещением россиян о рисках неправильного поведения.
Ну не стоит удачное местечко у входа в ТЦ перспективы лишения водительских прав. Ведь так же?