Окончательного вызревания законопроекта на этот счёт вот уже два года ждут простые россияне, у которых деньги на банковских картах время от времени начинают неожиданно «подтаивать» то на сотню, то на две, а то и больше рублей.
Документ, предполагающий внести поправки в закон о защите прав потребителей, диктует новые правила списания регулярных платежей в интернете. В начале июля неоднократно дорабатывавшийся проект наконец-то был одобрен правительственной комиссией по законотворческой деятельности.
Почему списания происходят?
А тут всё просто. Мы же сами вбиваем в браузеры различных онлайн-сервисов реквизиты личных банковских карт.
Вот вспомните. Эти сайты запрограммированы так, что при первом знакомстве, с вашего же позволения, они списывают с карты «пробный» рубль или десять, чтобы убедиться – карта-де рабочая, живая. Этот рубль в ту же секунду возвращается. А право на дальнейшее любое удержание остаётся за виртуальной площадкой.
То какой-нибудь маркетплейс «слижет» денежку за возврат товара месячной давности, про который вы уже забыли или вовсе не знали, что отказ от товара платный.
То какая-нибудь площадка онлайн-кинотеатра всё никак не перестанет считать вас своим зрителем, хотя вы уже полгода не смотрели ни один из её фильмов. А списания идут, идут, идут.
Знакомая ситуация?
Что будет после принятия документа?
Если сегодняшняя редакция законопроекта не претерпит изменений, то владельцы сервисов уже не смогут без акцепта использовать для удержаний денег данные личных карт граждан, когда-то предоставленных компаниям в Интернете.
Как пояснил в разговоре с нашими коллегами из «Известий» представитель Ассоциации юристов России, господин Черных-Аипов, сервис не вправе будет списать деньги, ориентируясь на оставшиеся следы реквизитов карты, которая была удалена потребителем из личного кабинета.
Это пояснение дало вашему корреспонденту основание думать, что «поработать» бывшему клиенту всё же придётся. Ну хотя бы над удалением карты. Однако депутаты обещают, что механизм отказа в этом случае будет прописан чётким и прозрачным, не в пример сегодняшним сложностям размежевания с прилипчивыми сервисами.
А главное - порядок наложения нашего вето на списание, как ожидается, будет единообразным, а не пёстрым как сейчас. От одних виртуальных услуг отвязываешься сравнительно легко, от других - через цепь запутанных нелогичных шагов: типа «туда пойди, на то нажми, потом в другую сторону, дождись того-то, чтобы получить то-то».
Помню, к примеру, как сама сильно нервничала, бесконечно созваниваясь с «горячей линией», пока, наконец, свободно не вздохнула после оформленного «развода» с одним онлайн-кинотеатром.
О судьбе законопроекта и его актуальности
Долгих два года существенно дорабатывался изначальный текст законопроекта, впервые внесённый в Госдуму ещё летом 2023 года.
И, наконец, в нём чётко выкристаллизовалась главная для потребителя норма – никаких текущих списаний по реквизитам прежних карт. То же правило проект распространяет и на электронные средства платежа, цифровые кошельки.
Что ещё очень важно в документе – так это законодательная обязанность исполнителя принять отказ от списаний дистанционно.
Возглавляющий Ассоциацию юристов России господин Груздев заявил, что дисциплинирующие бизнес поправки в закон особенно актуальны сегодня, когда бурно развиваются виртуальные сервисы – маркетплейсы, службы доставок, онлайн-площадки с видеоконтентом, образовательные интернет-курсы.
Руководитель «Союза пользователей цифровых платформ», господин Корнеев также убеждён, необходимость «окорота» интернет-предпринимателей назрела, поскольку несанкционированные удержания средств и поступающие жалоба на них уже стали «притчей во языцех».
Типичный пример. Казалось бы, карта давно выведена из конкретного сервиса, возмущается эксперт, и вдруг, пользователю приходит сигнал из банка о беспардонном «минусе».
Несёт ли урегулирование риски?
Представитель Ассоциации налоговых консультантов, господин Андропов заявил, что в министерстве цифрового развития не исключают, что отлучённые от «кормушки» безакцептных списаний онлайн-сервисы попробуют компенсировать потери через удорожание своих услуг.
Меж тем, Роспотребнадзор, как структура наиболее «атакуемая» жалобами потребителей, продолжает оставаться на прежней позиции – людей в любом случае следует защитить от «полумошеннических» схем компаний, фривольно ведущих себя с чужими картами.


31