Вот уже третью неделю в свердловских родительских чатах, как, впрочем, и в соцсетях по всей стране, не утихают страсти и волнения. В последней декаде сентября министерство науки и высшего образования вынесло на обсуждение новый список вступительных экзаменов в университеты.
Жизнь абитуриентов -2025, поступающих на программы бакалавриата и специалитета, может, в случае принятия проекта, стать ощутимо сложнее, нежели у их успевших «проскочить» в этом году предшественников.
Фактически нововведения не просто корректируют прежние правила, работавшие с 2021 года, а существенно изменяют их.
Если прежде по большинству специальностей поступающему хватало баллов трёх ЕГЭ, то теперь на иных направлениях число испытаний выросло до четырёх и даже пяти.
До даты окончательного решения по проекту, а это март-2025, правительству предстоит собрать предложения «снизу и по горизонтали», посмотреть на вводимые новшества сквозь антикоррупционную призму, и лишь после одобрения Минюста обнародовать итоговый документ.
Итак, чего ждать новой «абитуре»?
Приёмным комиссиям вузов, утверждающим окончательный перечень испытаний, рекомендовано не только увеличить число экзаменов, но и производить качественные замены одних дисциплин на другие.
Скажем, с абитуриентов-технарей вместо положенной по профилю математики приёмные комиссии технических университетов теперь могут потребовать сдачу физики.
А, например, такая специальность как «фундаментальная и прикладная химия» обяжет будущих бакалавров демонстрировать достаточно глубокие знания не только по химии, но и в качестве дополнительных предметов - по биологии, информатике, физике, математике.
И наоборот, претендентам на математические специальности помимо собственно математики, теперь понадобится в иных случаях основательно налечь на химию.
Для специальностей, относящихся к разделу «науки о земле», к перечню испытаний отныне плюсуют географию.
Немудрено понять, отчего так резко возросла тревожная активность мам и пап завтрашних выпускников. Родители задают вопросы друг другу и пытаются делать прогнозы в социальных сетях, родительских сообществах и даже, отголосками, в домовых чатах.
Ведь образовательные стратегии внутри каждой семьи, где пестуют завтрашнего поступающего в вуз (по типу «главный предмет, не главный, совсем второстепенный») строятся задолго до выпускного школьного бала.
Выделяются солидные семейные бюджеты, нанимаются профильные репетиторы, подростка настраивают на определённую работу по углублению в определённые дисциплины. Английский, значит английский, физика, значит физика.
В столь ответственные периоды, в надеждах помочь ребёнку попасть в квоту бюджетных мест, кажется, что штудировать науки начинают не только сын или дочь, но и все любящие домочадцы.
И делается это в серьёзно настроенных семьях обычно не за полгода, и даже не за год, а чуть ли не с 8 или 9 класса будущего абитуриента.
И что теперь? Менять стратегию? Менять репетиторов? Ведь до марта, когда должны быть изменены перечни вступительных испытаний в университеты, остались каких-нибудь 5 месяцев!
Это ли не повод для родительского стресса!
Свои резонные вопросы к проекту возникли и у экспертов в сфере образования.
Некоторыми из них с «ВЕДОМОСТЯМИ Урал» поделилась представитель Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Екатерина Безсмертная.
«Больше всего удивляет, - подчеркнула Екатерина Рэмовна, - исчезновение иностранного языка из перечня экзаменов на направления «38.03.01 Экономика» и «38.03.02 Менеджмент».
В этом году во многих вузах иностранный язык предлагался на выбор поступающим на названные направления. Где-то он даже был обязательным предметом.
Например, в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации абитуриенты могли выбрать между обществознанием, историей, информатикой и иностранным языком.
Считаю, без знания иностранного языка не обойтись обучающимся по профилям, связанным с мировой экономикой и международными экономическими отношениями, и в этой связи удаление соответствующего ЕГЭ из перечня необходимых экзаменов представляется лишённым логики.
Не исключено, что документ ещё будет дорабатываться. В нём есть некоторые нестыковки. Например, по направлению «01.03.05 Статистика» вторым ЕГЭ необходимо выбрать либо математику, либо информатику, при этом для 3-го и 4-го ЕГЭ предложены те же математика и информатика. Нестыковка? Очевидная.
По подавляющему числу направлений и специальностей набор ЕГЭ предполагает наличие не 3, как это было в большинстве вузов ещё в минувшую приёмную кампанию, а 4 предметов.
А это значит, подготовка к поступлению в вуз для многих школьников должна стать более интенсивной.
На мой взгляд, самая серьезная проблема - неопределённость, которая сохранится до окончательного принятия документа. Не удивительно, что это обстоятельство так сильно беспокоит будущих абитуриентов и их родителей.
Школьники начинают готовиться к предстоящим ЕГЭ задолго до экзаменов, опираясь при выборе предметов на условия приёма прошлых лет.
Многие используют услуги репетиторов, и смена условий приёма может создать дополнительную финансовую нагрузку для семей, имеющих детей-старшеклассников».
В заключение стоит отметить, что предложенные изменения в системе вступительных испытаний, несомненно, вызывают обоснованное беспокойство среди выпускников и их родителей. Однако важно помнить, что окончательное решение еще не принято, и у общественности есть возможность повлиять на итоговый вариант документа. Ключом к успеху в любом случае остается качественная и разносторонняя подготовка.
Фото: Pressfeed