Знакомая ситуация? Лично вашему корреспонденту — до боли. Особенно на больших магистралях, когда, к примеру, рулю из Екатеринбурга в Тюмень, или в другие локации.
За повторное «не успел» можно лишиться прав на целый год, штрафом уже не отделаешься…
И всё же, ох, и спорная эта вещь у нашего брата, водителя, когда мы с пылом доказываем инспекторам, что «успеть» с обгоном не было никакой возможности.
Позиция Верховного суд: не успел обогнать — значит нарушил ПДД
Да, именно так. Невзирая на все водительские резоны, представители Фемиды тут категоричны.
Обязанность точно просчитать перспективу ещё не начатого, а только готовящегося обгона, считают судьи, лежит на самих автолюбителях.
На дороге с заявителем всё случилось по классике. Пошёл слева обходить медленную попутку под разрешающим знаком, но чуть не дотянул под этим же знаком вернуться в свою полосу, пересёк её уже под запрещающим.
«Нарушил», «нарушил», «нарушил» — продублировали решение первой инстанции все последующие суды. И хотя у К. была надежда на верховный уровень, но нет, разобравшись, ВС РФ согласился с коллегами — да, виноват. Лишение прав на год (а инцидент был повторным) сочли справедливым и законным.
Число аварий по причине обгонов в Свердловской области
По информации господина Спиридонова, главного в регионе государственного инспектора безопасности дорожного движения, опасно совершённые, завершившиеся авариями, обгоны - на третьем месте по числу ДТП в Свердловской области, или 11 процентов. Третью строчку антирейтинга обгоны заняли после скоростных превышений и нарушений правил уступки проезда.
«ВЕДОМОСТИ Урал» посчитали сколько эти 11 «обгонных» процентов вызвали аварий от общего числа ДТП в Свердловской области за прошлый год. Мы получили, и впрямь, немаленькую цифру — 4 950 аварий.
Госавтоинспекция даже обратилась через СМИ к водителям-свердловчанам, акцентируя их внимание на обгоне, как на самом опасном манёвре, предполагающем предельную осторожность.
Так что, тема более чем актуальна.
Советы для успешности обгонного манёвра
Правило первое. Убедитесь, что ваш манёвр никому не помешает. Не заставит обгоняемых попутчиков ни резко затормозить, ни нервно шарахнуться рулём вправо. Избегайте эффекта неожиданности для соседей по движению.
Правило второе. В последнюю секунду перед манёвром оцените протяжённость «встречки», на которой будет совершаться обгон. А хватит ли? Ведь вернуться надо будет через ту же «прерывистую», а не сплошную линию разметки.
Правило третье. И совсем за пол секунды перед тем как рвануть влево, убедитесь, достаточно ли далеки на горизонте встречные автомобили? Любое, даже маленькое сомнение должно оставить вас на вашей полосе. А если вы, рискнув, заставили для вашего же успеха резко затормозить идущую в лоб машину, никакой вы не герой. Лично я таких на трассах не люблю, они не только собой рискуют.
О редких исключениях, отменяющих «административку» за неверный обгон
В целом поддерживая позицию ВС РФ, глава Всероссийского общества автолюбителей, господин Солдунов тем не менее подчеркнул в разговоре с «Известиями», что даже при явно неудачном обгоне судьям и инспекторам на дорогах нельзя принимать решение «под копирку» для всех случаев.
Поддерживая эту позицию, правозащитник организации «Свобода выбора» Сергей Радько напомнил о существовании статьи 2.7 Кодекса об административных правонарушениях. КоАП даёт определение понятию «крайняя необходимость».
Оговаривается, что крайняя необходимость снимает с нарушителя бремя административной ответственности. Но, предупреждают юристы, аргументироваться в суде эта самая крайняя необходимость должна очень серьёзно — со свидетелями, фотографиями, материалами фиксации на видеорегистраторах.
Объективно вынудить человека не вовремя завершить обгон, к примеру, может неожиданно выбежавшее из леса на магистраль животное. Или глубокая, так же внезапно открывшаяся взору водителя дорожная яма, спешно объехать которую, чтобы успеть с манёвром, не было никакой возможности.
Из личной практики
В завершение поделюсь с читателем персональным кейсом, произошедшим на большой междугородней трассе.
Я (вот клянусь!) всего лишь где-то на два метра, не больше, не успела с обратным пересечением «прерывистой» после обгона сразу нескольких нервировавших меня «тихоходов». Да, признаю, чуточку заехала на сплошную линию разметки, мчась на приличной, хотя и разрешённой в том месте, скорости.
И что вы думаете? Слышу вслед свист инспектора ГИБДД, преследующего меня на служебном мотоцикле с требованием уйти к правой обочине и остановиться.
Видимо лекция и доброта инспектора подействовали, и я, действительно, с тех пор стала осторожней с лихими обгонами. А то вдруг следующий полицейский окажется менее сердечным и понимающим…


31