Разработчик проекта инициирует смену подходов страховых компаний к виновникам аварий, грубо нарушившим условия договора ОСАГО.
Разберёмся, что конкретно меняет предлагаемый документ.
Было право, станет обязанность
Законопроект чётко разделяет одни автомобильные аварии от других. Да, хотя дорожно-транспортные происшествия, произошедшие с нарушением страхового договора по ОСАГО, также будут возмещаться рублём потерпевшей стороне, но с виновной стороны теперь в обязательно взыщут потраченную страховщиком сумму – в порядке регресса.
Таковые особые кейсы перечислить несложно. Пьяный водитель – раз, водитель без прав – два и водитель, не вписанный в полис ОСАГО вовсе – три.
Ответим, да, может. Но по нынешнему закону это лишь право, которым страховой бизнес крайне редко пользуется по причинам, о которых ниже. Законопроект же делает право обязанностью, то есть ответственность за то, чтобы регрессивные требования предъявлялись ко всем без исключений, будет нести сама компания, выдавшая полис.
Почему это стало важным?
Казалось бы, страховщики ленятся взыскивать положенную им по закону денежку, а париться за них должно государство. Как, мол, так? Бизнес это или не бизнес!
Однако, не всё так просто, как кажется.
Дело в том, что, неся миллиардные расходы на возмещение поломок от аварий, компаниям проще поднять тарифы по ОСАГО для всех водителей, включая добросовестных, нежели нести временные и рублёвые издержки на многочисленные судебные тяжбы с наймом дополнительных юристов, предоставлением доказательств, оплатой пошлин и так далее.
Если взять два полных года – 2023-й и 2024-й, то, как подсчитано, обрати за это время своё право возмещать потраченное на нерадивых нарушителей договоров «автогражданки», то только через суды они смогли бы вернуть 5,7 миллиардов рублей. Так вот эти девятизначные нули убытков бизнес предпочёл «растворить» в подросших ценниках по ОСАГО. Нереализованными остаются 98 процентов от всех возможных к подаче регрессивных требований. Это цифры, определённые Национальной страховой информационной системой.
Признаюсь, мотивировочные части не каждого из вносимых законопроектов звучат для меня весомо, но приведённые показатели убеждают – менять подходы, похоже, самое время.
В противном случае, мы, автолюбители, ездящие «на трезвую голову», так и будем доплачивать за «неадекватов» через рост тарифов на полисы.
Почему страховщики не судятся, и что будет для них упрощено?
Оплачивать пошлину в 10 тысяч для того чтобы вернуть 5-7 тысяч через суд!? И так по каждому из огромной армии нарушителей? Обеспечивать оклады судебным адвокатам, собирать дополнительные документы, посещать месяцами тянущиеся и постоянно откладываемые по разным причинам заседания в судах… В общем бизнес на то и бизнес, чтобы уметь взвешивать на весах дебет с кредитом и выбирать меньшее из зол.
Поскольку законопроект разрабатывался в тесной координации с представителями сектора автострахования, эти моменты потребовалось учесть. Ведь завтрашние новые правила должны быть жизнеспособны на практике.
Новый порядок, считают разработчики законопроекта, увеличит до 90 % коэффициент взыскания по регрессным искам.
Мнение «за» и мнение «против»
Господин Шкуматов, глава группы «Защита прав автомобилистов», работающей в рамках Объединённого народного фронта, продемонстрировал нашим коллегам из «Известий» хорошее знание ситуации.
С нынешней практикой, убеждён он, действительно пора что-то делать. Тягаться в судах с виновником аварии страховщикам выходит накладней, чем махнуть на нарушителя рукой. И хотя средний чек выплат по ОСАГО сегодня сто тысяч рублей, он часто и гораздо меньше этой суммы, а потому компании воздерживаются от судебных волокит.
Антон Владимирович считает, что поправки в закон будут работать не на автолюбителя. Шапарин не поддерживает идею упрощения судопроизводства по регрессным искам, говоря, что было бы справедливее, если бы судьи в традиционном формате досконально разбирались с каждым случаем.
А ещё глава НАС не уверен, что собираемые с виновников ДТП деньги способны обуздать рост тарифов. Страховщики, дескать, и средства в облегчённом порядке соберут, и ценники себе повыше постараются пролоббировать.
Вот такая разноголосица мнений.
«ВЕДОМОСТИ Урал» последят за судьбой законопроекта.
Практические выводы для водителя
-
Для добросовестного водителя: потенциально — сдерживание роста тарифов ОСАГО.
-
Для виновника-нарушителя (пьяный, без прав): гарантированное взыскание с него всей суммы выплаты по регрессу через упрощенный суд.
-
Для потерпевшего: ничего не меняется — выплату вы получите в любом случае.


2