В Екатеринбурге вынесен обвинительный приговор по громкому делу «черного застройщика» Владимира Воробьева. Решением суда, согласно которому ближайшие шесть лет осужденный проведет за решеткой, оказались недовольны не только сам Воробьев и его адвокат, но и потерпевшие (также не исключено, что приговор обжалует и прокуратура).
Как ранее сообщали «ВЕДОМОСТИ Урал», оглашение приговора по делу Воробьева проходило в Орджоникидзевском районном суде города Екатеринбурга и началось еще в понедельник, 20 февраля 2017 года. Текст приговора мог быть окончательно зачитан во вторник, однако в связи с тем, что подсудимому неожиданно стало плохо (ему вызвали «скорую помощь», после чего госпитализировали в ГКБ №14), развязку резонансного процесса пришлось отложить.
Лишь 22 февраля судья Елена Кобякова сумела огласить свое решение до конца.
На финальном судебном заседании по резонансному уголовному процессу присутствовали журналисты нескольких свердловских и федеральных телеканалов.
Приговором суда подсудимый признан виновным в совершении мошенничества, в том числе в особо крупном размере (ч.ч. 2, 3, 4 ст. 159 УК РФ) и в «отмывании» денег, полученных преступным путем (ч. 1, 4 ст. 174.1 УК РФ). Большой неожиданностью для всех присутствующих в ходе оглашения приговора стало оправдание Воробьева по одной из вменявшихся ему статей Уголовного кодекса. Судья отказалась признать застройщика виновным по ст. 171 УК РФ (осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, причинением крупного ущерба). В этот момент потерпевшие начали активно переговариваться между собой, не понимая, почему суд решил оправдать Воробьева...
Заметим, что многие пострадавшие от действий подсудимого, ожидая вынесения судебного вердикта, всерьез опасались того, что приговор будет не слишком суровым, а Воробьев и вовсе не окажется за решеткой. Но суд принял иное решение: 61-летнего застройщика приговорили к шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Однако потерпевшие остались недовольны и этим: они рассчитывали, что судья прислушается к мнению гособвинения, высказанному на стадии прений, и отправит Воробьева за решетку на 10 лет. Также недовольство потерпевших вызвало и снятие ареста с автомобиля, принадлежащего супруге Воробьева (в то же время, земельные участки, находящиеся в собственности подсудимого, останутся под арестом).
«Как можно было оправдать его по обвинению в незаконном предпринимательстве... 6-летний тюремный срок, назначенный судьей, также вызывает вопросы: мы все надеялись, что его отправят в колонию на 10 лет», - заявила потерпевшая Юлия Попова.
Более того, суд не стал рассматривать в рамках уголовного дела Воробьева и все гражданские иски потерпевших, которые, «благодаря» осужденному остались без денег и жилья. Как следует из приговора, вопрос о денежных компенсациях будет решаться исключительно в порядке гражданского судопроизводства.
По окончании оглашения приговора Воробьев был взят под стражу в зале суда. Уже находясь в клетке, «черный застройщик» устроил своеобразный брифинг перед прессой. Он заявил, что крайне недоволен решением суда, которое назвал несправедливым и жестоким. Застройщик пообещал обжаловать его в Свердловском областном суде и предупредил, что больше не собирается возвращать потерпевшим никаких денег! Более того, Воробьев сообщил, что из-за слабого здоровья он вряд ли сможет выжить в тюрьме.
«Я всего лишь строил для людей доступное жилье. Раньше я вообще не представлял, что такой суд возможен... Я не считаю себя виновным и буду обжаловать приговор. Вообще, раньше я был готов выплачивать деньги потерпевшим, но теперь это будет невозможно: я сомневаюсь, что вообще смогу выжить в тюрьме», - пояснил он.
На последнее судебное заседание по своему уголовному делу Воробьев пришел с вещами
Но «толкать» жалобные речи было уже поздно. У Воробьева было достаточно времени и возможностей, чтобы вернуть людям их деньги, однако на протяжении всего следствия оставшиеся без жилья граждане слышали от него одно - «денег нет»... При этом обвиняемый, в отличие от потерпевших, скитающихся по родственникам и съемным квартирам, отнюдь не бедствовал, разъезжая на гламурных машинах и обедая в дорогих ресторанах (как рассказывали сведущие люди, излюбленным местом времяпровождения Воробьева и проведения им «деловых встреч» была VIP-комната в известном ресторане «Royal Pub & Restaurant» на Уралмаше).
Отметим, что приговор в законную силу не вступил. Защита Владимира Воробьева заявила о намерении обжаловать решение суда. «Состав ст. 159 УК РФ (мошенничество) не был доказан, и умысла на совершение хищения у моего подзащитного не было. Воробьев старался строить для людей действительно дешевое, доступное и качественное жилье. А ответственность за снос многоквартирников, которые он построил, несут органы местного самоуправления - администрация Екатеринбурга. Тут мой подзащитный не при чем», - отметила адвокат застройщика Екатерина Пономарева.
Представители прокуратуры заявили о том, что в ближайшее время надзорное ведомство будет изучать вынесенный приговор и, возможно, обжалует его в облсуде. По всей видимости, гособвинение также оказалось удивлено оправданием Воробьева по статье о незаконном предпринимательстве. «Законность и обоснованность приговора будет проверена прокуратурой Орджоникидзевского района и Свердловской области в сроки, предусмотренные законодательством. По результатам проверки будет принято решение об обоснованности и целесообразности обжалования», - сообщила помощник прокурора Орджоникидзевского района города Екатеринбурга Наталья Решетникова.
Потерпевшие же вскоре намерены обратиться к областным и федеральным властям за помощью, так как добиться получения каких-либо денег от Воробьева они уже отчаялись. «Я продала дом, плюс еще взяла кредит 500 тысяч, и в итоге в 62 года мы остались без жилья. Считаю, что власти должны обратить на нас внимание и помочь нам, ведь ясно, что он (Воробьев - прим. Ред.) ничего нам не заплатит», - сокрушается потерпевшая Ираида Семухина.
Напомним, что с 2008 по 2015 год Владимир Воробьев приобретал земельные участки, предназначенные для ИЖС (индивидуального жилищного строительства), и с нарушением строительных норм (без специального разрешения, в отсутствие надлежащего подключения объектов к сетям хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации) возводил на них многоквартирные дома.
Уголовное дело было возбуждено в июле 2014 года, но длительное время Воробьев фигурировал в нем лишь как свидетель. Обвинение в совершении преступлений ему было предъявлено только в августе 2015 года. К тому времени Воробьев занимал должность председателя созданного им же жилищно-строительного кооператива (ЖСК) «Стачек», через который людям продавали квартиры в «домах-призраках»...
По данным следствия, Владимир Воробьев, не имея разрешительных документов и утвержденной проектной документации, принимал от жителей Екатеринбурга деньги в качестве оплаты за приобретаемые ими квартиры в несуществующих домах в районе улиц Ломоносова, Новаторов, Ярославская, Стачек, Фрезеровщиков, Старых Большевиков, Войкова. По данным департамента архитектуры администрации Екатеринбурга, Владимир Воробьев построил 27 незаконных многоквартирников, 5 из которых он позже снес сам по решению суда, еще один объект снес другой застройщик - «Брусника». Всего администрация подала 19 исков, суд постановил снести 12 домов. «Сейчас общее количество эксплуатируемых объектов - 21 дом, в которых около 570 квартир», - отмечают в горадминистрации. Потерпевшими по этому громкому делу проходили 437 человек, общий ущерб от действий Воробьева превысил 495 миллионов рублей.
Сегодня «ВЕДОМОСТИ Урал» обратились за комментарием по поводу вынесенного одиозному застройщику приговора к главе Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леониду Андрееву.
- Леонид Владимирович, в свое время Антикоррупционный комитет первым забил тревогу по поводу незаконного строительства на землях ИЖС и потом в течение нескольких лет неоднократно обращался в различные правоохранительные инстанции по вопросу привлечения к уголовной ответственности «черных застройщиков». Вынесенный Владимиру Воробьеву приговор - в какой-то мере результат Вашей работы. Как Вы его прокомментируете?
- Приговор я комментировать не буду. Во-первых, потому что не читал его, во-вторых, потому что он еще не вступил в законную силу. Но могу сказать, что мы действительно проделали немало работы для того, чтобы застройщик оказался на скамье подсудимых.
- Сколько времени на это ушло?
- Первые заявления - в основном от жителей частного сектора, возле домов которых вдруг «выросли» незаконные многоквартирные дома - начали поступать к нам в 2011 году. У граждан были основания жаловаться - такое невольное соседство оборачивалось для них постоянными перебоями в электросетях, в подаче газа, ну, и что самое главное, отходы жизнедеятельности таких домов - зловонные выгребные ямы, содержимое которых оказывалось на земельных участках соседей - портили им жизнь в прямом смысле слова. То есть, имели место прямые нарушения всех санитарно-эпидемиологических норм и прав граждан на благоприятные условия проживания. А спустя какое-то время начали обращаться уже люди, которые купили жилье в таких домах. Но уголовное дело по стройкам Воробьева, причем бесфигурантное, было возбуждено лишь в середине 2014-го года, и только через год он получил статус обвиняемого. В общей сложности работа по нему проводилась около пяти лет. В практике работы Антикоррупционного комитета мы впервые за 15 лет столкнулись с таким явным нежеланием и противодействием неких влиятельных сил в проведении проверок деятельности застройщика, а также длительной волокитой правоохранителей при возбуждении уголовного дела, тем более, при таком рекордном количестве пострадавших.
- А то, что осудили только одного Воробьева...
- Я убежден, что вести этот бизнес, при таком масштабе строительства и продаж, на протяжении стольких лет не мог один человек. Но, тем не менее, подельников на скамье подсудимых мы так и не увидели...
- Как Вы считаете, на ком, кроме самого подсудимого, лежит ответственность за то, что сотни людей лишились своих денег и крыши над головой?
- Как раньше, так и сейчас я считаю, что в развитии событий, итогом которых стало столь большое количество потерпевших, свою отрицательную роль сыграли некоторые чиновники мэрии Екатеринбурга, которые прекрасно видели, что происходит, но не приняли своевременных мер. Ведь спрогнозировать результат труда не составляло.
- Чего, на Ваш взгляд, не делали чиновники?
- Администрация должна была пресечь эту деятельность на корню, как только появились первые дома - подавать соответствующие иски в суд о сносах и реально сносить самовольные постройки. Уже это могло остановить застройщиков, да и потенциальных покупателей от необдуманных сделок. Но фактически сносы начались только тогда, когда информация стала активно освещаться в СМИ. К тому времени дома уже росли, как грибы... Воробьев начал строить свои дома в 2008 году, а сносить их начали только в 2012-м. Именно администрация города должна была, в первую очередь, обращаться в правоохранительные органы с требованием дать уголовно-правовую оценку действиям застройщиков земель ИЖС, которые возводили многоквартирные дома под видом индивидуальных. И информировать население, предостерегать от покупок такого жилья необходимо было гораздо раньше. Ведь можно было и в Росреестр обратиться, чтобы регистраторы разъясняли гражданам возможные последствия таких сделок. Но, увы...
Много вопросов, конечно, к правоохранительным органам. Это и волокита при возбуждении дела. И до сих пор непонятно, почему Воробьев так долго был в статусе свидетеля, а не подозреваемого и обвиняемого в возбужденном уголовном деле. Почему при таком количестве пострадавших за время следствия ему не была изменена мера пресечения. Ведь только из-за того, что он продолжал оставаться на свободе, пополнились списки потерпевших, вложивших деньги в «строительство» его несуществующих многоэтажных домов.
- Насколько нам известно, все 437 потерпевших по уголовному делу - это те люди, которые реально остались без жилья, без крыши над головой. Рассчитывать на то, что Воробьев вернет им деньги, уже бессмысленно. Как Вы считаете, какой тут может быть выход?
- Сам Воробьев после вынесения ему приговора уже заявил, что возвращать деньги потерпевшим не намерен. Поэтому властям - городским, областным - так или иначе, необходимо будет решать эту проблему. Да, людей обманули. Но ведь есть в этом и доля вины властей. Тем более, пострадали самые социально незащищенные категории граждан - малоимущие, старики, инвалиды, дети маленькие. 99% этих людей никогда не сможет самостоятельно заработать даже на комнату в коммуналке.
Тут подход должен быть таким же, как с погорельцами. У людей случилась беда - надо помогать всем миром, в том числе изыскивать средства из бюджета и оказывать посильную помощь. Возможно, следует принять соответствующие решения на уровне регионального законодательства, предусмотреть какие-то суммы компенсаций пострадавшим людям или, скажем, выделять землю под строительство жилья тем, кто может его себе построить...
- Но некоторыми экспертами и чиновниками, в том числе, высказываются прямо противоположные мнения. Как раз о том, что государство и муниципалитет, а в конечном счете, налогоплательщики, не обязаны брать на себя это бремя, поскольку люди, пострадавшие от действий мошенников, в погоне за дешевизной осознанно шли на риск, невзирая на все предупреждения, публикуемые в СМИ и на официальном сайте мэрии. Покупали, зная и видя, что дома строятся посреди частного сектора, чем и обусловлена низкая стоимость квартир в них. Кто-то называет это лотереей, в которой игроки остались без выигрыша. Однако никто не принуждал их «покупать лотерейный билет»...
- Да, есть и такое мнение. Но опять же, напомню, что в числе пострадавших много людей, юридически малограмотных. И снова говорю, что если бы городские власти и правоохранительные органы своевременно предприняли необходимые действия к пресечению такого строительства, не было бы такого огромного количества потерпевших. В общем, сейчас в этой ситуации должно быть принято какое-то «соломоново решение».
- А те дома, которые еще не снесены? Что с ними?
- Тут тоже придется искать компромиссы. Если городские власти пойдут на то, чтобы изменить статус земли под построенными домами, в которых уже живут люди (я имею в виду те дома, в отношении которых судами не принималось решений о сносе), необходимо проработать вопросы благоустройства этих территорий - организацию парковочных мест, нормального функционирования канализации, а также энергоснабжения домов, не в ущерб соседним частным домовладениям.
- Кроме Воробьева были и другие застройщики. Их привлекут к ответственности?
- В Антикоррупционный комитет поступали заявления от граждан, пострадавших и от других застройщиков, которые так же, как и Воробьев, строили многоквартирные дома на землях ИЖС, но в меньших масштабах. Мы со своей стороны также довольно длительное время проводили работу по всем поступившим заявлениям граждан. В дальнейшем в отношении некоторых были возбуждены уголовные дела. В частности, один из таких застройщиков - Дмитрий Максимов.
По нему возбуждение уголовного дела тоже затянулось на несколько месяцев. Гражданином Максимовым построено не менее пяти домов и, как минимум, один из них снесен. Согласно материалам уголовного дела, следствием установлено 46 потерпевших, сумма ущерба которым составила более 47 миллионов рублей. Расследование уголовного дела завершено, но и там есть вопросы, в том числе по квалификации деяний Максимова. Изначально бесфигурантное уголовное дело было возбуждено по статье 330 УК РФ (самоуправство), а в дальнейшем, с увеличением числа пострадавших, действия «неизвестного» были переквалифицированы с самоуправства на мошенничество - ч. 4 ст. 159 УК РФ. Но когда в конце 2015 года в деле появился обвиняемый (Максимов сам написал явку с повинной), по непонятным причинам следствие вновь переквалифицировало состав преступления - с мошенничества на самоуправство, максимальное наказание за которое предусматривает арест сроком до 6 месяцев. В апреле прошлого года суд уже возвращал уголовное дело Максимова прокуратуре, удовлетворив ходатайство потерпевших о необоснованно мягкой квалификации вменяемого ему состава преступления. В январе этого года дело возвращено прокуратуре во второй раз. Будем ждать результатов.
В заключение разговора председатель Антикоррупционного комитета в очередной раз призвал граждан быть предельно бдительными при заключении сделок с недвижимостью:
- Пользуясь случаем, вновь прошу наших граждан перед заключением каких-либо договоров обязательно консультироваться у профессиональных, независимых юристов. Перед тем, как что-то подписать, зайдите в интернет, почитайте СМИ. Если дело касается покупки строящегося жилья, необходимо изучить всю разрешительную документацию на строительство, а также выяснить целевое назначение земли - вся эта информация имеется в открытом доступе. И если есть малейшие сомнения - не заключайте никаких сделок, пока не удостоверитесь, что это законно и не грозит потерей денег.
Павел ЛЮБИМОВ, Татьяна ПОПОВА












10