$
76.97
89.90

Сообщить информацию

Маркетплейсы начинают борьбу с отказниками от товаров: правительство может поддержать торговые площадки

30.08.2025

А ещё точнее, поддержка в кабмине уже найдена. Министерство экономического развития, устами своего главы, господина Решетникова, предложило, так сказать, «метить» недобросовестных потребителей, злоупотребляющих правом отказа от товара.

Заказ доставлен, но не востребован… О масштабах проблемы

Оказывается, вопрос назрел и стоит, действительно, остро. По информации Федерального общества сетевой торговли, больше 60 процентов продавцов уже имели дело с недобросовестностью заказчиков.

Оператор бизнеса верит заявке, тратится на сбор товара, его упаковку, несёт расходы по логистике, и в случае не востребованности, не просто не получает прогнозируемой маржи, но ещё и несёт дополнительные издержки на обратную доставку. При этом товар теряет во внешнем виде.

– По ориентировочным подсчётам, - делится с нашими коллегами из «Известий» глава Международной ассоциации развития маркетплейсов, господин Молодых, - продавец лишается на каждой обратной доставке товара от нескольких сотен до полутора тысяч рублей.

Бизнес «грешит» на происки конкурентов

Не сказать, что все продавцы видят в массовом возврате товара козни конкурирующих селлеров, но, по опросам, таковая уверенность присутствует у 15 процентов недовольных ситуацией.

Дескать, это же такой соблазн – через организацию возвратов навредить соседу по Вайлдберис или Озону, сбывающему на платформе один и тот же товарный ассортимент. А иначе, мол, как объяснить тот факт, что вещи, будь то обувь, одежда или бытовая техника, в больших количествах заказываются на самые разные адреса пунктов выдачи и за ними даже никто не приходит?!

Злоупотребление правом потребителя?

Надо честно признать: тенденция, так сказать, повышенной эксплуатации права на отказ тоже ощутимо обозначила себя. У тебя на экране смартфона огромный супермаркет с любым функциональным разделом - обувь, одежда техника, посуда, инвентарь, сувениры – раз. У тебя пункт выдачи совсем рядышком, виден из окна - два. Ничего оплачивать наперёд не нужно – три. При отказе комиссию не взимают... Вот и возникает соблазн - а не выписать ли мне на пункт всего и побольше, а если что, всё уйдёт назад без моих проблем.

Депутат Госдумы, господин Говырин, член комитета по малому и среднему предпринимательству склонен в этой связи сочувствовать представителям бизнеса. Доставка не окупает себя, товарный вид вещей снижается, склады переполняются, и проблема чем дальше, тем острее – говорит парламентарий.

И что самое печальное – терпящие убытки продавцы вынуждены компенсировать расходы повышением цен, от чего страдают уже добропорядочные покупатели.

А что с этим делать?

Министерство экономического развития, предложив создать чёрный список недобросовестных юзеров торговых площадок, тем не менее, само ждёт от предпринимателей встречных проработанных и продуманных мер противодействия явлению. Обещает рассмотреть их, поддержать.

И хотя, окончательного решения по способу «индикации недобросовестности» пока нет, очевидно, что положение вещей уже не останется сегодняшним.

Возникает много технических вопросов. А с какого количества отказов вносить покупателя в чёрный список? А можно ли будет дать ему шанс на реабилитацию доброго имени и вычёркивание из реестра? Каким образом? Как маркетплейсы будут обмениваться данными, если на одной площадке имярек в чёрном списке, а на другой – пока вполне себе добропорядочный выкупатель? Интеграция баз? А закон о персональных данных при этом?

Есть ещё одно, на взгляд вашего корреспондента, очень здравое рассуждение. Сделать отказ от товара для участников чёрного списка платным. Нет сомнений, что в этом случае ответственность при выборе того или иного товара резко возрастёт.

Риски введения чёрного списка

Риск тут один и главный – как бы белое не назвать чёрным. Ведь, согласитесь, грань, отделяющая правомочный отказ от товара и отказ хитренький, безответственный – часто почти невидима.

Если маркировать покупателя по типу «хороший-плохой» начнут сами продавцы и только по факту отказа, не станут ли они мстить нам за критику качества их товара? Ведь нельзя отрицать, что порой получаемое нами в пунктах выдачи не соответствует рекламным картинкам на дисплее или что-то перепутано с цветом, размером и даже функционалом вещи.

В полный рост встаёт вопрос – а есть ли вообще у потребительского злоупотребления чёткий, всеми сторонами признаваемый критерий?

Итожа, можем утверждать две бесспорные вещи. Первая - проблема необоснованных отказов от товаров, заказываемых на цифровых платформах, действительно, существует. Вторая – для решения вопроса потребуются чрезвычайно тонкие чувствительные настройки, чтобы вместе с недобросовестными пользователями не были «выплеснуты» добропорядочные.  Как справятся с этой непростой головоломкой правительство и бизнес, «ВЕДОМОСТЯМ Урал» предстоит последить.
Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме

Комментарии

Дмитрий 02.09.2025
Иж ты маркеты, начинают они борьбу с отказниками. И так зажрались:E
ответить
Вадик 02.09.2025
А не плохо бы поддержать ТЦ, вот о чем надо позаботиться, а не этих...
ответить
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK