В последнее время вопросы миграции и интеграции детей мигрантов в российских школах стали одной из самых обсуждаемых тем на федеральном уровне. Ключевой проблемой для детей мигрантов остается языковой барьер - недостаточное владение русским языком затрудняет их полноценное участие в образовательном процессе. Но это, увы, не единственная проблема. Сегодня наблюдается тревожная тенденция роста случаев агрессивного поведения и насилия среди школьников.
Так, шокирующий инцидент произошел в конце 2023 года в Нижнем Тагиле Свердловской области. Там двое братьев-пятиклассников избили девочку-сироту. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по требованию главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, было установлено, что к избиению детей причастны не достигшие возраста уголовной ответственности двое несовершеннолетних из семьи трудовых мигрантов, прибывшей в Россию из ближнего зарубежья.
Еще один похожий инцидент, правда, оставшийся пока без внимания Следственного комитета, произошел в школе № 81 города Екатеринбурга, где шестиклассник на протяжении месяца подвергался буллингу, а затем был избит одноклассниками.
По словам Людмилы Александровны, матери пострадавшего школьника, ее сын подвергся травле и избиению со стороны одноклассников «с иностранными фамилиями».
"Мой сын целый месяц подвергался буллингу. Я ежедневно обращалась к классному руководителю, но безрезультатно. Затем группа детей избила его прямо на территории школы, разбили очки. После моего обращения в полицию ситуация только усугубилась - ребенка избили еще дважды", - сообщила женщина в своем обращении в редакцию.
Последний инцидент, с жестоким избиением ребенка, произошёл весной 2024 года. По словам матери, двое мальчиков повалили её сына на землю, наносили удары по шее и ногам. Факт избиения подтверждается видеозаписью и заключением судебно-медицинской экспертизы, зафиксировавшей у ребенка кровоподтеки и ссадины.
Несмотря на зафиксированные побои, в том числе следы удушения (!), администрация школы и Департамент образования мэрии города Екатеринбурга, по словам матери, отреагировали формально.
Корреспондент «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» связался лично с Людмилой Александровной:
- Вы обращались в полицию по поводу избиения вашего сына. Удовлетворены ответами?
- Нет, я полностью не удовлетворена. Я обращалась не только в полицию, но и в областное министерство образования. Там вообще отказались проводить проверку, заявив, что будут реагировать только в случае причинения ребенку тяжкого вреда... Видимо, по мнению чиновников, я должна была дождаться, когда моего сына покалечат, и только потом обращаться... Мою жалобу они просто перенаправили в департамент образования администрации Екатеринбурга и в полицию.
Все органы, в которые я обращалась, утверждают, что ребенок сам упал, и его никто не бил.
В школе не принимались никакие меры. Ребенка избивали на протяжении длительного времени. Мы даже проходили судебно-медицинскую экспертизу, но получили отказ в возбуждении дела.
- Как классный руководитель отреагировала на случившееся?
- Когда начались очередные избиения, я к ней обращалась за помощью. Однако она просто уволилась. Директор школы еще и обвинила нас в ее увольнении.
- А с директором Вы общались по этой ситуации? Какие меры были приняты администрацией школы?
- Конечно, общалась. Она также направила мне ответ, что ребенок сам подскользнулся и упал. Кроме профилактических бесед, никаких мер принято не было.
- Сына избивали одни и те же одноклассники?
- Да, это были одни и те же, очень проблемные мальчики... Я просто не знаю, какие методы применить, чтобы эти дети понесли наказание. Это ведь не единичный случай. Они всегда вели себя так агрессивно - годами, в том числе и в отношении других детей.
Женщина не исключает, что инцидент могли «замять» родители подростков, избивших ее сына.
Ситуацию взял на контроль Антикоррупционный комитет по Свердловской области, куда обратилась мама пострадавшего мальчика от безысходности. Комитет в свою очередь, действуя в защиту интересов несовершеннолетнего, инициировал проверку силами прокуратуры Орджоникидзевского района города Екатеринбурга по факту нанесения ребенку побоев. По мнению Антикоррупционного комитета, органы полиции и администрация школы не приняли достаточных мер по факту произошедшего инцидента, не исключив в этом возможную коррупционную составляющую.
Глава Антикоррупционного комитета по Свердловской области Леонид Андреев, комментируя «ВЕДОМОСТЯМ Урал» произошедший в школе инцидент, выразил серьезную обеспокоенность в связи с непринятием реальных мер по защите ребенка :
«Анализ материалов может указывать на возможные недостатки в работе ряда должностных лиц органов полиции, министерства образования, территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и администрации школы. Имеются основания полагать, что проверка по заявлениям матери пострадавшего ребенка была проведена поверхностно, без должного внимания к защите прав несовершеннолетнего.
Видеозапись происшествия однозначно свидетельствует о преднамеренном характере насилия. Группа подростков атаковала мальчика, нанося удары, волоком пытаясь вытащить его за территорию школы и пределы видимости видеокамер. Это не просто детская шалость, а серьезный и опасный проступок.
Чтобы понимать, насколько все серьезно, процитирую данные из постановления от 04.03.2024: «...со слов матери несовершеннолетнего, указано, что одноклассники мальчика Джавад и Юсиф [имена изменены - ред.] повалили на его землю, Джавад наносил удары по шее, около 5 раз, Юсиф пинал по ногам более 10 раз. Сам ребенок рассказал, что 01.03.2024 около 18:05 двое известных мальчиков повалили его на землю, после чего один из них сел сверху и наносил удары руками в область шеи и душил, другой мальчик наносил удары ногами в область нижних конечностей...».
Наличие травм, а именно внутрикожные кровоизлияния в области шеи, верхних конечностей, кровоподтеки в области нижних конечностей зафиксированы заключением судебно-медицинской экспертизы. Несмотря на это, никаких существенных мер в отношении агрессоров принято не было.
Профилактические беседы в подобных случаях абсолютно бесполезны. Согласно инструкциям МВД, таких подростков следует ставить на профилактический учет, чего по неизвестным причинам сделано не было.
Особенно тревожит позиция школьной администрации, которая, вероятно, опасаясь негативных последствий для своей репутации, не желает "выносить сор из избы".
Ответ, поступивший в наш адрес из администрации города, создает впечатление, что чиновники вообще не видят проблемы в произошедшем, и ответственность, судя по всему, никто не понес. Вызывает вопросы и работа территориальной комиссии по делам несовершеннолетних при администрации Орджоникидзевского района.
В соответствии с действующим законодательством, пока ребёнок находится на территории школы, администрация учебного заведения отвечает за его жизнь и здоровье, в том числе несёт ответственность за вред, причинённый ученикам в стенах школы. В данном случае очевидно, что администрация школы не желает брать на себя ответственность за произошедшее.
Между тем, отсутствие адекватных мер по факту избиения ребенка и игнорирование деструктивного поведения отдельных учащихся, имена которых известны, вызывает серьезную тревогу. Где гарантия, что после «профилактических бесед» подобное не повторится снова? Более того, последствия могут еще быть более тяжкими. Примеров, к сожалению, достаточно. Буквально в прошлом месяце произошло два шокирующих случая, в Челябинской и Иркутской областях, причем по одному сценарию - школьники напали на одноклассников с молотком, и дети получили опасные для жизни травмы...
Безусловно, проблема агрессии в школах касается не только детей мигрантов. Реагировать необходимо в каждом случае, когда происходят подобные факты.
Стоит отметить, что органы прокуратуры сегодня активно защищают интересы детей. Согласно поступившему в Антикоррупционный комитет ответу, 16 сентября по итогам проведённой проверки прокуратурой Орджоникидзевского района Екатеринбурга в адрес начальника отдела полиции № 15 УМВД по городу Екатеринбургу Ертысбаева и директора МБОУ СОШ № 81 Лазаревой внесены представления об устранении нарушений требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем, учитывая серьезность ситуации, Антикоррупционный комитет намерен обратиться лично к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину, который всегда очень оперативно реагирует на любые ситуации, когда речь идет о правонарушениях и преступлениях, совершенных в отношении детей. Крайне важно, чтобы следственные органы тщательно изучили возможное бездействие должностных лиц школы, которые, несмотря на неоднократные жалобы матери о травле её сына, не предприняли своевременных мер по защите ребенка.
Кстати, похожий случай, произошедший в Челябинской области, где школьница систематически подвергалась издевательствам и избиению со стороны одноклассников, глава Следкома России взял на контроль. Александр Бастрыкин распорядился возобновить расследование уголовного дела, которое по неизвестным причинам было прекращено. И, комментируя свое решение, Александр Иванович как раз отметил, что администрация школы не только не защитила пострадавшую, но еще и пыталась скрыть факты издевательств со стороны сверстников, в результате чего виновные до сих пор не понесли уголовной ответственности».
Редакция «ВЕДОМОСТЕЙ Урал» также обратилась к прокурору Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга. Константин Паначёв так прокомментировал ситуацию:
- Вопросы, связанные с защитой прав несовершеннолетних, являются одним из главных приоритетов надзорной деятельности органов прокуратуры.
По факту произошедшего инцидента в школе № 81 внесены представления, по результатам рассмотрения которых соответствующими должностными лицами должны быть приняты конкретные меры по обеспечению безопасности учащихся и предотвращению подобных инцидентов в будущем. Прокуратурой, в том числе, ставится вопрос о постановке на учет несовершеннолетних, склонных к агрессивному поведению. Безопасность детей – это общая ответственность, и мы должны сделать все возможное, чтобы обеспечить им защиту и поддержку.
Уверяю вас, этот вопрос, как и другие, не останется без должного внимания. Прокуратура держит на контроле исполнение представлений. При необходимости будут приняты дополнительные меры прокурорского реагирования.
Комментарии