Ранжировать автошколы в зависимости от того, как ведут себя в дальнейшем закончившие её ученики на российских трассах, – не единственное, что предлагает правительственная реформа.
Обсуждается, что уже с сентября для соискателей прав будет введена возможность дистанционного обучения. Понятно, что на расстоянии позволят постигать исключительно теорию и правила дорожного движения. Святым и только офлайн останутся практическая рулёжка, отработка заездов, горок, спусков, разворотов, торможений.
Проект новых правил обучения завтрашних автолюбителей и водителей-профессионалов готовили в тесной координации сразу несколько министерств – транспорта, внутренних дел и здравоохранения. В настоящее время проект согласуется с Минэкономразвития.
О деталях предстоящих новшеств членам Общественной палаты РФ накануне в ходе круглого стола рассказала представитель профильного департамента Министерства просвещения, госпожа Караваева.
Итак, что ещё будет меняться?
Программы уроков ощутимо пополнятся дополнительными часами по изучению обновленного за последние десятилетия законодательства в его «дорожной части».
Акцент на уроках будет сделан на вопросах рискованного вождения. Тему последнего увяжут с гражданской ответственностью, также прописанной в российском праве.
Свои урочные часы получит и тема СИМ. Напомним, понятие СИМ - средство индивидуальной мобильности было официально введено в обиход всего два года назад. Однако, власти убеждены, что чем бы не рулили выпускники школ, правила безопасного управления самокатами, велосипедами, мопедами они также должны знать в обязательном порядке. Хотя бы для того, чтобы грамотно и безаварийно разъехаться с ними на дорогах. А ещё экзаменатору при выпуске нужно будет рассказать об обязательных требованиях к средствам индивидуальной мобильности.
Далее. Придётся углубиться в специфику составления электронных документов при ДТП, в особенности эксплуатации светоотражающих дорожных жилетов.
На два часа больше, чем сегодня, получат практические занятия по вождению для претендующих на права категории «В». Причём не важно, какая коробка передач скорости выбрана учеником за базу - «механика» или «автомат». И там, и там практической езды теперь будет больше.
Повысятся требования и к самим автошколам. Причём, как к качеству обучения, так и к состоянию их материально-технических баз.
Кстати, многие адресаты этих требований, руководители автошкол, а также общественники, считают некоторые новые стандарты завышенными и избыточными.
К примеру, один из экспертов Общероссийской организации ДОСААФ, господин Степанов, в интервью «Известиям» скептически оценил требования по категории напольного покрытия учебных автодромов. Критически взглянул он и на диктовку строгих условий, по которым с площадок для вождения должна отводится вода.
Отнюдь, не эти параметры, считает специалист, определят уровень подготовки завтрашнего выпускника школы.
А госпожа Зайцева, возглавляющая Национальный союз ассоциаций автошкол, сочла избыточным контроль за компьютерным оснащением процесса удалённого обучения. Тем более, что нет чётких критериев для таковых проверок.
Рассматриваются Госдумой и изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Разработчики поправок сочли стимулирующим введение рейтинга учебных заведений, готовящих водителей по всей стране. Чьи выпускники имеют меньше всего штрафов, нареканий и участий в ДТП, те школы и займут верхние строчки. Учёба в них, полагают инициаторы идеи, будет более престижной, равно как и корочки водительского удостоверения со штампом топовых школ.
Кстати, эту инициативу на одном из заседаний поддержал председатель правительства Михаил Мишустин.
Но, как водится, у предложения ранжировать автошколы есть и свои скептики.
Так, глава Всероссийского общества автомобилистов, господин Солдунов не уверен, что автошколы должны быть полностью ответственными за возможные промахи выпускников на трассах.
А если, резонно замечает он, кто-то начнёт по жизни злоупотреблять спиртным и садиться за руль выпившим? Что, тоже учителей винить? Даже если и учреждать всероссийский рейтинг автошкол нужны, убеждён эксперт, необходимы чёткие критерии попадания в него, в выработке которых стоило бы принять участие профильным ведомствам.
С любопытным предложением на круглом столе выступил один из членов Общественной палаты РФ, господин Холодов. Он счёл полезным отделить процесс усвоения знаний от финального тестирования по ним, то есть учёбу от экзаменов. Возможно, так будет объективнее и беспристрастней.
Что добавить в завершении?
Вот не знаю, мне, автолюбителю со стажем, сдававшей на права, когда всё было куда проще, жалеть завтрашних студентов автошкол или завидовать им?
Пожалуй, позавидую. Тяжело в автошколе, легко за рулём.