Прогресс можно замедлить, нельзя остановить. Судя по намерениям законодателей, власть бумажных платёжек за жилищно-коммунальные услуги скоро начнёт вымещаться властью электронных.
С инициативой поставить цифровой приоритет в этом вопросе выше бумажного в Госдуму вышли «единороссы» Законодательного собрания Краснодарского края.
Их законопроект, с входящим парламентским штампом от 9 марта, уже получил одобрение сразу двух влиятельных структур – комиссии по обеспечению жилищных прав граждан и комитета Госдумы по строительству и ЖКХ.
Минстрой и Министерство цифрового развития также настроены работать во «встречном направлении» к инициативе.
Итак, что есть сейчас и что будет в случае принятия законопроекта?
А всё просто. Если сегодня плательщику надо сделать нехитрые, но всё же усилия, чтобы организовать для себя рассылку квитков за ЖКУ онлайн, то в перспективе от обратного – электронные платёжки по умолчанию начнут приходить всем без исключения, а вот для сохранения привычного листочка в почтовый ящик придётся черкнуть отдельное заявление.
То есть, хотя россиянам оставляют выбор между виртуальным ящиком и металлическим, по всему, не сегодня так завтра, не молниеносно так постепенно, прогресс всё равно одолеет архаику.
В Екатеринбурге с 2001 года посредничеством между жильцами и управляющими компаниями занимается Единый расчётный центр, формирующий и рассылающий по домам калькуляцию стоимости жилищно-коммунальных услуг. Служба ЕРЦ уже достаточно давно даёт горожанам возможность создавать личные кабинеты на сайте центра. Но даже екатеринбуржцы с аккаунтами в Сети, видящие свои долги перед ЖКХ в личных кабинетах и без проблем оплачивающие их, всё равно натыкаются на бумажный дубляж квитков в почтовых ящиках подъездов.
Рационален ли такой перерасход сил, средств и документооборота? Не думаем.
Законопроект, в случае прохождения, призван исправить эту ситуацию.
Пояснительная записка к депутатской инициативе, как и положено, содержит выгоды и обоснования.
Новация, подчёркивается в ней, навсегда устранит несоответствие между реальным местом пребывания человека и дислокацией квартиры, за которую он должен платить.
То есть цифровая форма сведений об оплате будет привязана не к камню, а к человеку, что как планируют разработчики, только повысит объём своевременно поступающих средств в ЖКХ-структуры.
Заместитель председателя профильного комитета Госдумы, госпожа Разворотнева отметила важность появления у жильцов выбора и напомнила о том, что Верховный суд РФ тоже определился с позицией, провозгласив в этом вопросе обязательность альтернативы.
Это у граждан уровень цифровой грамотности может варьироваться, а технологическая оснащённость отправителей квитков предполагает безусловную высоту, читай: обязательную опцию электронного взаимодействия.
Следующий из плюсов – экономия бюджетов территорий. Бумажные квитанции надо подготовить, напечатать, упаковать в конверты, доставить до адресатов. Операционные расходы на это, говорится в пояснительной записке к законопроекту, ежегодно растут.
Добавьте сюда ещё и сохранение зелёного леса. Расчёт простой. Если даже половина от получающих бумажки жильцов того же Краснодарского края, а это более полумиллиона человек, полностью перейдёт на интернет-расчёты, сто тридцать деревьев ежегодно избегут вырубки.
Законопроект не встретил возражений даже у столь взыскательного экспертного сообщества, как «Общественная потребительская инициатива». Его руководитель, господин Павлов считает, что электронная оплата удобна ещё и автоматическим сохранением памяти о ней. Документы о перечислениях легко собирать в папочку здесь же, на рабочем столе компьютера, или в директориях смартфона.
Важно, что и старшее поколение, не очень бойко ладящее с гаджетами, а то и вовсе с ними не знакомое, тоже не будет обижено или ущемлено. Поскольку готовится не революция, а эволюция - переход щадящий, постепенный.
Ну что ж, в параграфах законопроекта и пояснительной записке к нему, всё гладко. Хорошо если и на практике обойдётся без эксцессов. Последим за этим.