В преддверии уже не столь далекого Нового года тема доступности игристых, и не только, вин становится все более уместной. Попытаемся разобраться в перспективах и мы.
Цифровая революция в винном ритейле
Министерство цифрового развития планирует стартовать с грандиозным экспериментом. А именно – не сразу, но поэтапно, переместить торговлю российскими марками вин из ларьков и специальных отделов на цифровые площадки.
Оффлайн-продажа отечественного алкоголя при этом, разумеется, сохранится, просто у потребителя появится альтернатива. А экран компьютера или смартфона станет удобным инструментом для неспешного, вдумчивого выбора тех или иных марок – по отзывам, расширенным аннотациям, улучшенной визуализации товара и сортов исходного винограда.
Информация о готовящихся переменах была публично озвучена заместителем главы Минцифры, господином Качановым. Главная цель затеваемого, подчеркнул Олег Юрьевич. – поддержка российской винодельческой отрасли, стимуляция ее дальнейшего развития.
О сроках с точностью до квартала
Конкретные даты чиновники называют с осторожностью. Спешить нельзя, поскольку безопасность онлайн-эксперимента названа одним из главных его условий.
Иначе говоря, вина не должны быть «левыми» – раз, и не должны попасть в слишком юные, непредназначенные для потребления руки – два.
Спикер заявил, что будут выбраны пилоты-маркетплейсы и пилоты-регионы, с помощью которых начнется апробация практикии цифрового сбыта вин. Если тестирование пойдет гладко, то уже в конце декабря 2026-го на новогодних столах всей страны будут стоять лицензированные вина, доставленные курьерами Озона, Вайлдберис, Яндекс-Маркета.
Фермеры и виноделы воодушевлены
Сложно предположить, чтобы кто-либо из представителей отрасли не поприветствовал инициативу власти. Ведь открытие электронного канала сбыта – это расширение оборотов бизнеса, а значит, и доходов. Кроме того – торжество здоровой конкуренции в рамках всей страны, где главным голосующим за качество станет не товаровед гипермаркета, а рядовой пользователь у дисплея.
Руководитель КФХ «Семигорье», господин Опарин, по всему, тоже выразил чаяния коллег-фермеров, подчеркнув, что цифровой сбыт товара поможет выровнять рыночные позиции небольших хозяйств и флагманов рынка. Он напомнил, что в Европе шестая часть производимого вина так и продается – через интернет-заказы.
Для фермерских хозяйств реализация вин напрямую потребителю – это уменьшение издержек и увеличение рентабельности.
У сегодняшнего воодушевления виноделов есть еще один веский повод. Дело в том, что приблизительно через год-полтора, то есть, в 2027-м, в свою наиболее плодовитую фазу войдут виноградники, укорененные в начале текущего десятилетия. Таков биологический цикл кустарников.
И что тогда? Как отраслевикам справляться с избытком сырья? Как раз с отладкой широкого сбыта вин через интернет –торговлю задача становится решаемой.
Риски и трудности эксперимента
Если плюсы инициативы всем очевидны, то о рисках не преминули напомнить эксперты.
Главные опасности на пути успеха эксперимента можно систематизировать до трех пунктов.
Первая. А не разрушит ли окончательно онлайн-торговля такую уже привычную всем практику, когда бутылочку сухого красного или белого можно было купить, зайдя в магазин. Ведь если все россияне начнут отовариваться вином за компьютерами и смартфонами, прежние отделы закроются за нерентабельностью.
Вторая. Многие регионы сегодня усилили борьбу с алкоголизмом своих граждан. А тут новые провоцирующие эксперименты «в контру». И пусть эксперименты эти идут с хитрой идентификацией личности заказчика вина, страждущие выпить так изобретательны!
Третье. Не вклинится ли в какое-нибудь слабое звено всей сбытовой цепочки фальсификат? Косящее под бренд «палево»? Ведь сейчас винами торгуют только лицензированные государством структуры. А как проконтролировать каждый отдаленный ПВЗ?
Меж тем, в правительстве осведомлены о вышеперечисленных рисках, и по заверению профильных чиновников, именно над обнулением таковых там сейчас трудятся. Изыскиваются технические решения. Как, к примеру, заявил господин Качанов, цифровое подтверждение личности понадобится не только при заказе любой бутылки, но и при и ее получении у курьера.
По статистике, свердловчане – «пивные души». И не только пивные
Вот так живем-живем, а потом сухие цифры статистических данных наводят на нас зеркало и показывают в честном свете.
По свежим данным трех кварталов этого года, обобщенный житель Свердловской области выпил в среднем 10.88 литров алкоголя. И все бы ничего, если бы это на 2,5 литра не превышало общероссийский средний показатель. Хотя, с другой стороны, если оглянуться на другие регионы, скажем Ненецкий округ (19,83 литра на душу) или Еврейскую автономную область (15,82 литра), то не так уж много мы себе и позволяем. Все относительно.
Зато по части большой любви к пиву свердловчане могут поспорить только с Москвой и Подмосковьем. Свердловская область – на третьем месте по потреблению пенного напитка.


31