И хотя некоторые организационные вопросы ещё шлифуются, можно констатировать завершение этапа общей подготовки. «ВЕДОМОСТИ Урал» предвосхищали это событие в прошлогодней ноябрьской статье «Автогражданка пересекает границу…».
Закон об интеграции двух стран в сфере автострахования уже в силе с 1 января, а продажи универсальных полисов, действующих по обе стороны российско-белорусской границы, начнутся с апреля.
Актуальность темы ваша корреспондент прочувствовала на личном опыте, наблюдая в совсем недавнем путешествии по Белоруссии, как много автомобилей с российским триколором на номерных знаках колесят по трассам Минска, Орши, Витебска, Бреста.
Личные наблюдения подтверждает статистика. По ней, российско-белорусскую границу каждый год пересекают не менее миллиона автомобилей. А более 30 процентов из них делают это за 12 месяцев не по одному разу.
Более того, как уже отмечали в одной из своих предновогодних статей «ВЕДОМОСТИ Урал», среди россиян растёт увлечённость путешествиями на личных авто, а, значит потребность в более комфортной организации автострахования тоже увеличивается.
Разберёмся в практических деталях «что есть сейчас, и что будет с апреля».
Первое. Кому станет выгоден объединённый полис. Ответ очевиден – это и частные туристы, ездящие в соседнюю страну на персональных машинах чаще раза в год, и люди бизнеса, использующие корпоративный транспорт для командировок, перевозки грузов.
Второе. Цена вопроса.
Как рассказала в интервью «Известиям» директор одного из направлений СК «Абсолют Страхование», госпожа Ёжикова, стоимость единого полиса ожидается до 10-15 процентов превосходящей стоимость страхования «автогражданки на одну страну».
Это выгодней, чем оперировать, как это делается сегодня, двумя покупаемыми страховками, действующими: одна – до границы, другая – после.
А господин Разуван, возглавляющий Российский союз автостраховщиков, заявил ещё и о тарифном коридоре, установленном для объединённых полисов. Выходить за его пределы страховые компании не смогут.
Эксперт считает, что при оформлении ОСАГО с «белорусским покрытием» клиент переплатит от сегодняшнего внутреннего полиса не более нескольких тысяч рублей.
Выгодна «общая страховая бумага» будет и белорусским друзьям. Ответный туризм и деловые перевозки товаров в нашу сторону насыщен в той же мере, что и в противоположную.
Ведь (важная деталь) именно из Белоруссии почти в полтора раза вырос поток машин, везущих товары по параллельному импорту.
К слову, цифры товарооборота между активно сотрудничающими Свердловской областью и Белоруссией тоже год от года растут.
Уральцы любят качественные продукты дружественной страны, с удовольствием носят одежду из знаменитого белорусского льна, а в сторону соседнего государства из Свердловской области едут электротовары, металлорежущее оборудование, прочая техника.
Так что упрощение оформительских процедур по ОСАГО свердловский бизнес будет наверняка приветствовать.
Ну и в завершении – об алгоритмах ваших действий если, не дай Бог, конечно, всё же случится авария где-нибудь на «белорусском километре» трассы.
Схема поведения, оговоримся сразу, в таких случаях мало чем отличается от порядка разрешения дорожно-транспортных инцидентов на внутрироссийских дорогах.
Для начала, если сумма ущерба по внешним прикидкам не очень значительна, автомобилист-виновник и автомобилист-потерпевший, как это уже повелось в России, сядут и вместе поработают над составлением европротокола, распишутся в нём.
При ДТП посерьёзней придется апеллировать к белорусскому ГАИ и подождать приезда инспектора, который зафиксирует факты, сделает снимки.
Второй шаг – обращение потерпевшей стороны в Белорусское бюро по транспортному страхованию, которое обязано будет покрыть ущерб. Требование о компенсации в этой схеме белорусы на следующем шаге перевыставят российскому страховщику.
А вот если наоборот, автомобиль белорусский, а авария произошла на дороге нашего отечества, то материальным урегулированием происшествия будет заниматься уже российский уполномоченный оператор, а именно – бюро «Зелёная карта» при Российском союзе автостраховщиков.
Итак, ждём скорого апрельского старта продаж единого ОСАГО.
Те, кто в теме, уверяют, что в офисах страховщиков достаточно будет поставить галочку в графе «расширение покрытия на республику Беларусь», и все прочие ответственные за это расширение параграфы полиса заполнятся сами – так запрограммировано.