Иным россиянам невдомёк, что сегодня ритейлерам дешевле позаботиться о грамотном уничтожении просроченных продуктов, нежели платить в казну, в виде НДС, пятую часть стоимости еды, отданной в благотворительные фонды. И это при том, что в России 13 миллионов граждан, официально числятся за чертой бедности и скрупулёзно подсчитывают – смогут они или нет в текущем месяце «шикануть», купив себе пачку хороших спагетти или банку зелёного горошка.
Картина заслуживает того, чтобы читатель вообразил её перед глазами. Скажем, в то время как екатеринбургский благотворительный фонд «Люблю и благодарю» организует замечательную акцию сбора продуктов среди горожан, и люди, не скупясь, делятся с ближними личными запасами – кто бутылкой масла, кто пачкой риса, пшена, кто упаковкой печенья, торговые сети едут в обратном направлении, отправляя просрочку схожего ассортимента на мусорные полигоны.
Могли бы магазины, вполне способные спрогнозировать затоваривание за два-три дня до пограничной годности продуктов, передать их тем же волонтёрам? Однозначно, могли бы. Выгодно им это сегодня экономически? Однозначно, нет!
Но о существующих несуразицах мы узнаём зачастую лишь после обнародования попыток их корректив.
Исправления явно кощунственного положения вещей добивается группа депутатов Госдумы от «Единой России». Авторами подготовлен пакет из нескольких законопроектов, который будет внесён на рассмотрение нижней палаты парламента в текущую весеннюю сессию.
Ситуация требует изменения сразу нескольких уже существующих документов.
Во-первых, и в- главных, предлагается внести коррективы в налоговое законодательство и освободить ритейлеров-благотворителей от обязанности платить в бюджет НДС с отдаваемых на добрые цели продуктов питания.
Во-вторых, инициируется создание двух реестров, этакой инфраструктуры фудшеринга. В один перечень войдут благотворящие торговые бренды, в другой – профильные фонды и некоммерческие организации, занимающиеся распределением продовольствия между конечными адресатами.
В-третьих, необходимо предусмотреть в КоАП систему штрафов для торговых сетей, которые под видом дарёной еды реализуют еду просроченную, что недопустимо. То есть, приближаться к сроку годности продукты могут, переходить его – нет.
И о самой идее фудшеринга.
Движение пришло к нам относительно недавно из Германии, где зародилось 12 лет назад и поныне набирает популярность в мире. Сегодня в России обретает регулируемые государством черты, недаром понадобилось его законодательное оформление.
Поначалу же идея делиться едой с менее обеспеченными соседями была исключительно низовой, народной инициативой.
К примеру, три года назад екатеринбурженка Светлана Солдатова организовала в социальной сети сообщество, участники которого стали отдавать продукты нуждающимся в них. Вышел европейский фудшеринг в чистом виде.
Инициативе Светланы, по её признанию, предшествовало личное наблюдение за тем, как много хороших, вполне ещё сохранных продуктов выбрасывается людьми за ненадобностью или из-за неверно сделанных, слишком больших домашних запасов.
Вдохновлённая почином Солдатовой группа волонтёров активно заработала тогда во «Вконтакте».
А ещё годом ранее известный бренд «Мегамарт» начал устанавливать в магазинах своей сети по всей Свердловской области так называемые «тележки добра». Свердловчане могли купить любой продукт и просто положить его в тележку – для малоимущих. Тележки начали наполняться товарами в торговых точках Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральска, других районов области. А адреса – куда везти продуктовые наборы- волонтёрам подсказывали местные благотворительные фонды.
Инициативы фудшеринга, подобные свердловским, бесспорно, красивы.
Но чтобы, грамотно, уже на государственном уровне и в масштабах страны организовать распределение и оперативную доставку продуктов до адресатов, нужно, чтобы мощности принимающей стороны, то есть, благотворительных фондов, соответствовали этим же параметрам стороны передающей - торговли.
Так, самый впечатляющий на сегодня по разветвлённости фонд с красноречивым названием «Банк еды «Русь» планирует за 6 лет открыть свои подразделения в каждом регионе страны. Планами на этот счёт с «Известиями» поделилась руководитель организации. госпожа Назарова, также поддерживающая законодательные нововведения в этой сфере.
Сегодня филиалы и партнёры фонда «Банк еды «Русь» работают в шестидесяти областях России, включая Свердловскую область.
Следует упомянуть и о ещё об одном важном бенефициаре готовящихся перемен. Это – природа.
Чем меньше просроченных, близких к началу разложения продуктов питания, в перспективе поступит на наши мусорные полигоны, тем чище будут российские почва, воздух, водоёмы.
И обнадёживающая новость. Как стало известно «Известиям», в Министерстве промышленности и торговли РФ поддержаны основные идеи законопроектов. Готовится официальное заключение об этом.