Один из законопроектов, разрабатываемых сегодня в парламентских кабинетах, может стать хорошим подспорьем россиянам, сидящим за рулями своих авто.
Речь - о введении третьего варианта выплаты по ОСАГО, дополняющего два уже существующих.
Новая опция позволит людям не только самостоятельно выбирать автосервис после ДТП, но и полностью, а не частично, компенсировать реальные затраты на ремонт, которые, часто превышают сумму, рассчитанную предварительно.
Итак, напомним о нынешнем порядке вещей, предусматривающем лишь две альтернативы.
Первая. Восстановлением покорёженного в аварии автомобиля клиента занимается сама страховая компания, у которой имеется договор с определённым сервисным центром. Она организует ремонт и оплачивает его.
Вторая. Страхователь автогражданки получает на руки компенсацию и занимается исправлением повреждений самостоятельно, ни на что, сверх выданного, не имея право рассчитывать.
Досадность сегодняшней ситуации заключается в том, что владельцам машин с приличным сроком службы размера компенсации часто недостаточно, чтобы восстановить машину после ДТП. Расчётная формула, учитывающая износ авто, ощутимо снижает номинал выплаты.
Меж тем, прейскуранты сервисных организаций, увы, не чувствительны к возрасту машин и не делают скидки для «пожилых лошадок». Скажем, рихтовка, шлифовка и покраска потерявшего в аварии вид кузова будет стоить одинаково для автомобилей с разными датами выхода с конвейера.
Текущее положение вещей создаёт напряжённость в отношениях между страховщиком и страхователем, вызывает недовольство, ропот автолюбителей.
Законопроект исправляет эту ситуацию. Предлагается, что, после принятия документа, ремонт, «вылезший» по деньгам за первоначальные расчётные рамки, будет компенсирован клиенту полностью до рубля. Конечно, понадобится предъявить страховщику документы по оплате и даже показать сам автомобиль, но зато все материальные издержки лягут теперь на плечи страховой компании, а не гражданина.
Кстати, не все знают, что Свердловская область по уровню водительской дисциплины далеко не в последних рядах по стране.
Индикатор тут - средняя стоимость полиса ОСАГО. Для свердловчанина она почти на 11 процентов ниже по итогам 2024 года, чем для среднестатистического российского автолюбителя. Причинно-следственная связь тут очевидна. Чем аккуратнее товарищ ездит, чем меньше в его практике аварий, тем дешевле он заплатит за очередной полис. Так вот Свердловская область, пусть не в абсолютных, а в относительных величинах, но удерживает реноме сравнительно безопасно рулящей области уже несколько последних лет.
Реноме это подтверждают две цифры, обнародованные недавно Российским союзом автостраховщиков - -размер средней премии ОСАГО по Свердловскому региону и таковой по России: 6 882 рубля и 7616 рублей соответственно.
Есть ещё свежий рейтинг, по которому свердловчане в первой «пятёрке» в стране. Это - число ДТП, оформленных в ушедшем году по европейскому протоколу - без вызова полиции и страховых комиссаров, прямо на месте, онлайн, без разногласий сторон.
Итак, к деталям готовящихся изменений.
Вводимый третий вариант возмещения по ОСАГО хорош ещё и тем, что позволяет автолюбителю компенсировать скрытые повреждения, которые часто не видны сразу после ДТП и обнаруживаются лишь в ходе восстановления транспорта. По законопроекту, гражданину, претендующему на компенсацию, понадобится сообщить о таковых повреждениях в свою страховую компанию сразу после их фиксации автослесарем.
Фирма-страховщик после получения заявления о дополнительной выплате вправе потребовать, чтобы автомобиль, вышедший из ремонта, был предъявлен её сотруднику очно. Это нужно будет сделать не позднее пяти дней с момента требования. Естественно, предоставить все отчётные документы об оплате тоже придётся.
А вот получит разницу между реально потраченными деньгами и ранее выплаченными автолюбитель в течение 20 дней, если, конечно, его страховая компания аккуратно исполнит новый закон.
Есть ли у инициативы минусы? Есть, и их, по обыкновению, тоже предвосхищают эксперты.
Так, как считают специалисты компании «Совкомбанк Страхование», новая схема может оказаться соблазнительной для недобросовестных автовладельцев. И хотя собеседники в разговоре с «Известиями» не раскрыли деталей возможных нечестных схем, их намёки на завышение цифр запрашиваемой доплаты весьма прозрачны.
А ещё есть потенциальный минус, которого лично ваш корреспондент опасалась бы больше всего. Будь закон принят, у страховщиков вырастут издержки, потому что российский гражданский автопарк по статистике стремительно стареет, и люди не преминут обращаться за компенсациями. И что? Разве страховщики удержатся от соблазна переложить увеличившиеся издержки на страхователей посредством роста стоимости полисов ОСАГО?
Вопрос риторический...