$
92.58
103.38

Сообщить информацию

Аттестат без посещения школы: медленно, но верно набирает силу тренд домашнего обучения детей

23.09.2024

Все знают – статистика говорит коротко и только цифрами. Зато говорит красноречиво. За восемь лет, с 2016 по нынешний год, число россиян, переведших детей на домашнее обучение вне школьных стен, выросло с 17 900 до 147 700. А это – почти в десять раз!  

С общероссийской статистикой полностью коррелирует свердловская отчётность.

В Свердловской области только за один последний полный год количество «альтернативщиков» увеличилось в полтора раза, на 360 человек, и к началу года текущего уже равнялось 1034. Процесс при этом в 2024-м не останавливается, впереди тоже рост.

Примечательно, что толчок к развитию домашнее образование получило в период пандемии ковида, когда ребятишки вынуждены были уйти на удалёнку.

Ковид постепенно перестал быть страшным, а любовь к комфорту учебы в семейных стенах осталась и прижилась.

Не все знают, что не ходить десять лет в школу и тем не менее получить на руки тот же аттестат, да ещё и с отличными результатами – это реально и легально.

В федеральном законе «Об образовании», напоминает «Коммерсант», прописаны четыре варианта овладения знаниями. И это не только привычное ежедневное пребывание за партой в школьном классе.

Также допустим формат, так называемого заочного обучения. Когда ребёнок хотя и продолжает числиться в школе, но постигает предметы дистанционно. Или (как подвариант) приходит послушать лишь выборочные дисциплины, предпочитая в таких случаях смешанную очно-заочную форму обучения. А аттестацию в свои сроки экзаменуемый проходит в «родной» школе приписки.

Легальны также форматы самообразования и семейного обучения. Это когда учащийся вообще не приписан ни к одному учебному заведению, а постигает науки самостоятельно либо в онлайн-форме, либо с приходящими репетиторами. В его обязанности входит лишь сдача экзаменов, предваряющих государственную итоговую аттестацию, ОГЭ и ЕГЭ.

Принято считать, что школьные годы, проведённые в отрыве от традиционного, галдящего, бегающего и очень живого ребячьего коллектива класса, имеет лишь два недостатка и массу достоинств.

Минусы перечислить проще. Это, якобы, недостаточная социализация ребёнка, то есть недоразвитие в нём навыков общения, опыта пребывания в реальном, физически осязаемом социуме. Второй сдерживающий фактор – альтернативное обучение недёшево.

А теперь разберёмся с плюсами, перевешивающими все минусы, иначе статистика не рапортовала бы нам о растущем тренде.

Первое, что привлекает родителей во внешкольном обучении – индивидуальный и более чуткий подход к обожаемому чаду.

И, действительно, даже по аналогии с садом – садовнику легче заботиться об одном, от силы нескольких деревцах, нежели о целой лесопосадке в 25-30 единиц.

Далее. Домашнее образование позволяет сосредоточить усилия и часы на тех науках, которые станут потом в жизни профильными, определят успешное поступление в нужный ВУЗ, а не распылять энергию в равных долях на все дисциплины, как это практикуется в школьных классах. Иными словами, обеспечивается таргетность, цельность избранного усвоения.

Затем. Серьёзные онлайн-школы с государственной образовательной лицензией имеют собственные виртуальные платформы с понятной навигацией, личными кабинетами, отдельными для учеников и родителей, возможностью ещё и ещё раз просматривать уже однажды пройденные объяснения «онлайн-учителей». Обеспечивается гибкость процесса, который подстраивается под привычки ребёнка, его биоритмы, особенности физиологии конкретной маленькой личности.

Теперь о том, кому удобен и доступен модный формат.  

Ну, конечно, же родителям с достаточным уровнем материального достатка, чаще - жителям мегаполисов.

Альтернатива школе особо выручает людей творческих профессий – артистов, музыкантов, также профессиональных спортсменов. Их жизнь связана с частыми гастролями, переездами, сменой городов. А поскольку везде есть интернет, путешествующая с родителями детвора не остаётся без учителей, их квалификации и догляда.

Кроме того, сейчас в стране увеличилось число миграций, чаще в ближнее или даже дальнее зарубежье. При этом многие соотечественники хотят дать детям российское образование, обеспечить их отечественным аттестатом.

К примеру, восьмилетний сын екатеринбурженки Евгении после недавнего переезда с мамой в Испанию, по-прежнему учится в одной из школ Екатеринбурга. Евгения не пожелала отчисления сына из учебного заведения, предпочтя заочную форму домашнего усвоения российского материала в чужой стране.

На каждую неделю мальчик получает от свердловских учителей задания и темы для самостоятельного изучения по заранее выданным школой учебникам. Выполненные тесты маленький заочник отсылает на проверку через специальный электронный дневник. Мама, конечно, тоже при деле, при контроле. Но это пока, малышу лишь восемь лет.

Звучит парадоксом, но как раз нестандартность ситуации и некоторые трудности, связанные с адаптацией к электронному обучению, обостряют в детях чувство ответственности, развивают умение концентрироваться на главном, повышают их самодисциплину.

Заинтересовавшиеся поднятой темой свердловчане легко найдут в поисковиках Сети несколько серьёзных альтернатив обычной школе. Тем более что по итоговому результату «цыплят, посчитанных по осени», домашнее обучение, выглядит ничуть не менее достойно привычного стандартного.

Ирина ВЛАДИМИРОВА, «Агентство социально-правовой информации «ВЕДОМОСТИ Урал»
(зарегистрировано Роскомнадзором ИА № ФС77-81712)

Ссылки по теме
Добавить комментарий
Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство граждан, в том числе по национальной либо религиозной принадлежности, призывы к насильственному изменению государственного строя и разжигающие межнациональную рознь не публикуются.
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
Все материалы раздела "Статьи"
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK