Хотя мотив принятия нового документа - защита граждан от финансовых аферистов, специфический язык законодательных новелл ближе к инструкции для банкиров. Тем важнее, считают «ВЕДОМОСТИ Урал», популяризировать закон для свердловчан.
Причём, давайте так. Сначала коротко самую суть, а потом нюансы «вокруг».
Итак, основное в новых правилах. Вы делаете команду «перевести деньги», банк предупреждает: «счёт получателя подозрителен, перевод опасен» и даёт два дня на подумать. Через пару суток, если вы опять настаиваете, банк переводит. Но возврата средств, спохватись вы и прозрей постфактум, не будет.
И другая картина. Банк переводит деньги без предупреждения, счёт оказывается мошенническим, кредитное учреждение обязано вернуть вам средства не позднее 30 дней с момента операции.
Закон вызрел не на пустом месте. Большинство свердловчан, как и другие их соотечественники, потихоньку забывают, как выглядят наличные деньги, что само по себе - показатель прогресса. Переводы, переводы, переводы, так проще, в пару касаний, решать жизненные вопросы.
Однако, на поляне обратной стороны прогресса сейчас «пасётся» столь великое множество мошенников, что вкупе они дали название целому явлению – «социальная инженерия». Это когда с инженерной логикой выстроены схемы обмана простодушных представителей социума.
И, к слову, не всегда простодушных. Уж людей бизнеса к таковым вряд ли отнесёшь. Меж тем, относительно недавно, именно предпринимательница, жительница Свердловской области, доверчиво «купилась» на уловки аферистов, которым перевела в общей сумме более 20 миллионов рублей.
Для этого ей пришлось оперативно закрыть более десятка собственных вкладов и даже продать квартиру. Вот он высший психологический пилотаж социальной инженерии! Облапошить даже непростых.
Случай этот широко разошёлся в уральской и федеральной прессе. Но пошёл ли урок впрок, если уже в текущем июле землячка первой жертвы, 63-летняя екатеринбурженка, отдала по безналу кровные «миллион четыреста тысяч» уже другим мошенникам, на этот раз, якобы, «силовикам из ФСБ».
А теперь прибавьте к частым свердловским инцидентам едва ли не ежедневные обманы россиян по всей стране – так копилась и вылилась в противодействующий аферам закон критическая масса случаев.
Вместе с критической массой накапливалась и база подозрительных счетов, которая теперь – достояние и тайный циркуляр Центробанка.
Допущены к ней все лицензированные кредитные учреждения России. И именно сверка с этим реестром будет теперь всякий раз основанием для предупреждения клиента: «постерегись, опасно невозвратом».
Читатель спросит – только ли пребывание конкретного счёта в «подозрительном» списке станет причиной двухдневной приостановки перевода?
Ответим – не только, и тут пошли обещанные нюансы. Помимо уже названной, есть ещё пять причин торможения вашего перевода. Они перечислены в ведомственной инструкции регулятора, как руководство к действию для банкиров.
Не получится отправить деньги с ходу, если со счётом и именем вашего получателя ассоциировано возбуждённое уголовное дело.
То же – в случае, когда перевод по параметрам, скажем, по объёму денег, резко выбивается из ряда ваших обычных операций.
Будет задержка, если вы пытаетесь пополнить чей-то счёт, хотя и отсутствующий в базе Центробанка, но уже, каким-то боком, замешанный в мошеннических схемах.
Далее. Банк призовёт вас к осторожности, если о получателе денег есть какая-либо «нехорошая» информации от сотовых операторов, например, о назойливых массовых звонках с его стороны, рассылке спама и прочем.
И, наконец, само устройство, с помощью которого идут попытки отправки средств, может находиться в «чёрном» списке, попав туда за прошлые «заслуги».
А теперь внимание – важный момент. Причин тормознуть ваш перевод несколько, а вот оснований вернуть деньги - одно.
Рублёвая ответственность по новому закону лежит на банке только в том случае, если он не предупредил вас об опасности, в то время как подозрительный счёт получателя денег присутствует в базе регулятора.
По любым другим основаниям, как поняла корреспондент «ВЕДОМОСТЕЙ Урал», на компенсацию можно не рассчитывать, даже если предупреждения со стороны банка не было.
Но даже с реализацией права возврата по единственной из опций есть закавыка, считают активисты Объединённого народного фронта, проинспектировавшие закон и обратившиеся с письмом к главе Центробанка, госпоже Набиуллиной.
Закавыка в том, что доступ к базе подозрительных счетов есть только у банков, но нет у потребителей.
Не будет ли, опасается общественность, лукавства со стороны кредитных учреждений, не желающих расплачиваться за свои промахи с клиентом?
Ведь всегда можно сослаться на отсутствие мошеннического счёта в списке, и пойди проверь. Обойдётся ли тут без многочисленных судебных исков?
Уже сейчас статистика показывает - соотношение выплаченных компенсаций к общему числу афер – один к ста. Изменятся ли пропорции с принятием закона?
Что можно сказать? Рациональность любого закона проверяется практикой его применения. К тому же ничего некорректируемого нет.
И поскольку закон уже несколько дней, как действует, нам нужно подождать результатов.