Кино уже давно по праву стало важнейшим из искусств, а также - одним из самых дорогих видов бизнеса. Прибыли в нем исчисляются миллионами долларов. Но это в Голливуде. Нашу же свердловскую киноиндустрию загнала в глубокую финансовую яму перестройка и не самые правильные действия ее руководства. В этих самых действиях пришлось разбираться в начале 90-х сотруднику ОБЭП УВД г.Екатеринбурга Александру Черкасову.
Для начала небольшая справка: Свердловская киностудия была создана в 1943 году. На ней снято более 200 художественных и 500 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, около 100 анимационных работ, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Исполняющий обязанности директора киностудии Мантанов (здесь и далее фамилии всех фигурантов уголовных дел изменены) попался на весьма распространенном в России нарушении - пустил арендаторов, которые часть денег за выделенные им площади вносили в бухгалтерию киностудии, а другую часть - ее директору. В то время подобными шалостями с Законом занимались многие, но от того, что совершались они, подобно прелюбодеянию, по согласию, и содержались в тайне арендодателями и арендаторами, то попадались единицы. Тут-то и требовался профессионализм от опера, чтобы задержать их в момент передачи денег и суметь убедить дать правдивые показания. Как видно, Александру Ивановичу это удалось. Впрочем, с учетом положительных характеристик Мантанова и не очень значительной суммы нанесенного киностудии ущерба, уголовное дело в отношении него было прекращено.
Гораздо больше сил Александру Черкасову понадобилось, чтобы разобраться в хитросплетениях махинаций, в которых оказался замешан директор Свердловской киностудии Геннадий Александров. Дело получилось, почти по Герцену, зеркалом русской перестройки.
Лишившись государственной поддержки, а главное - государственного финансирования, киношники попали в омут дикой зарождающейся рыночной экономики, в которой пытались выудить себе средства на производство кинофильмов. Но, поскольку люди они были творческие, то рыбаки из них получались никудышные. Мало того, что оставались без улова, так еще и тонули в этом омуте. Замечательным образом это показал пример Александрова.
Геннадий Михайлович решил превратить киностудию в процветающее коммерческое предприятие и первым делом приватизировал ее, превратив сначала в ТПО ХФ «Евразия». Потом решил заработать денег для съемок фильмов на бензиновом бизнесе. Пожилому директору было сложновато разрываться между поставщиками и покупателями, да еще при этом руководить творческим коллективом, поэтому для коммерции он взял себе в помощники директора ТОО «Джокер» Горбачева. Неизвестно, из какого рукава он вытащил этого джокера, но однозначно попал с ним в переплет. Хотя поначалу все складывалось неплохо. 5 июня 1992 года «Евразия» заключила договор с Ново-Уфимским НПЗ на приобретение 7 тыс. тонн бензина А-76. Киностудии даже своих средств не пришлось вкладывать. 16 млн. рублей за бензин проплатило ТОО «Джокер», а оставшуюся сумму в 22 млн. - потенциальный покупатель бензина - ТОО «Интер-Нефто». Но получить бензин на бумаге, еще не значит получить его в действительности. Александров и Горбачев предполагали, что ГСМ им прокачают по нефтепроводу, но его пропускная способность оказалась мала, а очередь на много месяцев вперед. ТОО "Интер-нефто", не дождавшись бензина, потребовало у Александрова вернуть деньги и заплатить штрафные санкции - всего вернуть 36 млн. вместо 22-х.
После этого Александров предпринял попытку продать бензин украинскому ИЧП «Артемида», но денег от богини-охотницы не дождался. Тогда продал его ПКФ «Крон», с директором которого 06.11.92 заключил соответствующий договор. В соответствии с этим договором, директор «Крона» передал ему чеки «Россия» на сумму 231 млн. рублей. Сделка казалось отличной: закуп бензина обошелся в 38 млн. рублей, а получено за него было 231 млн. Но в то время из-за галопирующей инфляции не только прибыли были огромными, но и убытки. Когда через несколько месяцев эта сделка сорвалась, директор «Кроны» потребовал возместить ему 890 млн.
«Джокер»-Горбачев платить отказался, а Александров этого просто не мог сделать. Из 231 млн. он положил в кассу «Евразии» лишь 49 млн. рублей. А когда не положишь, то и не возьмешь. Александров решил получить кредиты в банках и рассчитаться с кредиторами. Якобы для производства двух фильмов по роману Мельникова-Печорского «В лесах» и «На горах» он заручился гарантийным письмом по обеспечению кредитов АООТ «Пневмостроймашина». Затем, используя это письмо, обманным путем получил в Пермской области, в отделении сбербанка села Упорова кредит в размере 146 млн. рублей, который не горел желанием возвращать.
Вообще, ситуация получилась какая-то странная. С одной стороны складывалось впечатление, что Александров искренне старался рассчитаться с кредиторами, но с другой - лучше бы он ничего не делал. Каждым своим телодвижением он только загонял Свердловскую киностудию в еще большую трясину, а долги толком не возвращались. Вот, например, как было с «упоровским» кредитом. Из 146 миллионов - 6 перепало банку за выдачу наличных средств, 21 млн. достался посреднику за оформление кредита, 49 млн. было внесено в кассу «Евразии» и какие-то средства вернули директору «Кроны». Но в целом, можно сказать, что кредит растекся как вода сквозь пальцы. Любопытно, что из 49 млн. сданных в кассу киностудии, уже через месяц директором были сняты - 47 под предлогом возврата заемных средств. Потом Алексеев снова вынужден был подделывать документы и снова брать кредит, который опять растекся, словно вода.
Конечно, кто-то на всем этом нажился. Например, руководителям Ново-Уфимского НПЗ перепало в качестве взятки от Александрова и Горбачева 3 автомашины «Волга». Скорей всего, не обидел Александров и самого себя. А больше всего пострадала от его игр в коммерцию Свердловская киностудия. Оказавшись в финансовой пропасти, она уже так и не смогла из нее выкарабкаться.
Чтобы выяснить все детали этих финансовых операций и махинаций Черкасов затратил немало сил и времени. Ездил даже в командировку в Уфу, где помогал тамошним коллегам вывести на чистую воду взяточников из Ново-Уфимского НПЗ. Любопытно, что один из руководителей этого предприятия подарил презентованную ему в качестве взятки «Волгу» своему родственнику, живущему на Дальнем Востоке, который даже пригнал за машиной военно-транспортный самолет. Впрочем, это совсем другая история.
А руководство в очередной раз имело возможность оценить способности Черкасова и в признание его высокого профессионализма, назначив начальником ОБЭП Октябрьского РУВД. Только «начальствовал» Александр Иванович недолго, не понравилась ему работа руководителя. И он решил вернуться к «оперскому» делу. То был весьма редкий случай, когда человек сам, по собственной воле уходит с поста начальника. Но талант опера был для Черкасова важнее карьерных устремлений.