Совет Федерации РФ одобрил закон о едином реестре воинского учёта. Основная цель закона – сделать воинский учёт прозрачным. Однако у правозащитников и юристов остались вопросы.
Как прокомментировал глава Совета по правам человека при президенте Владимир Фадеев, система военкоматов архаична, при проведении частичной мобилизации прошлой осенью возникло много организационных проблем. Кроме того, непонятно, как будет работать электронный воинский учёт, так как есть больные люди, есть люди, у которых нет аккаунтов на госуслугах, нет компьютеров, нет интернета…
Председатель военной коллегии адвокатов Москвы Владимир Тригнин отметил, что не понятно, как будет приостанавливаться решение призывной комиссии в случае обжалования. В новой редакции закона нет нормы, согласно которой граждане имеют возможность оспорить решение призывной комиссии и оставаться дома, пока дело будет рассматривать суд.
По словам юристов, так как пункта об обжаловании решения призывной комиссии нет, несогласным призывникам придётся дополнительно запрашивать суд о мерах предварительной защиты.
Вопросы возникли и у работодателей. Поправки вводят новые меры для борьбы с уклонистами. Ситуацию прокомментировал предприниматель, основатель стритфуд-сети «В лаваше» Павел Крупин: «Человек работает водителем, у него есть свое транспортное средство или он пользуется нашим транспортным средством, возникает ограничение — он не может дальше пользоваться этим транспортным средством. Мы должны с ним расторгнуть отношения, но мы как работодатель не имеем права — это делать, потому что у нас с ним трудовой договор, и разъяснений на это нет. Надеемся, что мы их получим в будущем. И второе: если человек нам соврет и скажет, что у него нет военного билета, мы это проверить никак не можем, но при этом, если к нам придет запрос и мы не отправляли этот реестр, нам придет штраф. Там, по-моему, 5 тысяч рублей. Мы не можем быть проверяющим органом для работника».