Депутаты Госдумы предложили приостановить действие новых правил, которые существенно повышают стоимость ввоза в Россию легковых автомобилей с малым объемом двигателя. Однако Минпромторг не согласился с этой инициативой, сославшись на то, что такие машины часто ввозятся с нарушением налогового и таможенного законодательства.
С 1 августа 2023 года в России изменились правила расчета утилизационного сбора для автомобилей с объемом двигателя до 3 литров, купленных для личных нужд и ввезенных в страну из-за рубежа. Теперь владельцы таких машин могут платить утильсбор по льготной ставке только в том случае, если они зарегистрируют свой транспорт в ГИБДД в течение года после пересечения границы. Если этого не сделать, то придется заплатить утильсбор по обычной ставке, которая в несколько раз выше льготной.
Это привело к тому, что ввоз иномарок стал намного дороже, что вызвало недовольство у многих автолюбителей и дилеров. Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов обратился к Минпромторгу с просьбой ввести мораторий на новые правила до конца 2023 года, чтобы дать возможность владельцам иномарок адаптироваться к изменениям.
Однако Минпромторг отклонил эту просьбу, считая, что новые правила не нарушают права потребителей, а направлены на борьбу с незаконным ввозом автомобилей. Заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов заявил, что многие ввозимые в Россию иномарки попадают под действие схем, которые позволяют снизить налоговые и таможенные обязательства за счет манипуляций с документами и характеристиками транспорта. Кроме того, он отметил, что при ввозе машин через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) владельцы получают несправедливые преимущества за счет заниженных налогов и скидок на таможенную пошлину.
Минпромторг также напомнил, что новые правила утильсбора были введены в целях защиты отечественного автопрома, который страдает от конкуренции с иностранными производителями. Эксперты согласны с этим аргументом и считают, что высокий утильсбор для иномарок стимулирует спрос на российские машины, которые становятся более привлекательными для покупателей. Они также предполагают, что в будущем правительство может ужесточить правила утильсбора и для других категорий транспорта, таких как грузовики и спецтехника.